Зипун

Зипун – это старинная одежда, появившаяся в России приблизительно на рубеже XV века. Использовали ее местные жители вплоть до XX столетия. Даль, Ушаков, Ефремова определяют его как русский кафтан с отсутствующим воротником. Ряд историков считает, что крой был позаимствован у восточных соседей. Считается, что само слово произошло от арабского «zabun – куртка.

Первое письменное упоминание костюма встречается в сборнике правил, наставлений начала XVI века: «Домострое».  Носить такое облачение было принято в будние и праздничные дни любого времени года.

Постепенно костюм существенно трансформировался. Если изначально зипун носили все сословия, со временем такое платье стало деталью только крестьянской одежды. Плюс с XVII по XIX века донские казаки использовали его как обязательный элемент обмундирования. У них термин приобрел такую популярность, что использовался для обозначения похода за добычей, проще говоря, для разбоя. «Добывать зипуна» ходили  разбойники под предводительством Степана Разина, простые казачьи отряды времен Петра I, когда подолгу задерживали жалование.

Как и с чем носили

Платье любого человека, неважно будь он крестьянин или горожанин, должно было состоять из трех частей по «Домострою»:

  • Исподнее. Включало сорочку. Представители сильного пола надевали порты.
  • Комнатное. Комплект полагался для ношения дома, во дворе. У мужчин это: зипун, плюс дополнительные штаны, у женщин: сарафан, верхняя рубаха.
  • Уличное. Представляло собой кафтан или однорядку, в которые облачались перед выходом на улицу.

Хотя правила предписывали иметь три вида облачений, не каждый мог себе его позволить. Поэтому зипун для многих селян, небогатых горожан в XV – XVII веках – это единственная верхняя одежда.

Что представлял собой

В городах и селах шили зипун, как правило, до колена. Редкие модники носили до середины бедра. Воротника не предусматривалось вовсе или в виде невысокой стойки. Некоторые эту деталь пристегивали, меняя по мере загрязнения. Тогда ее называли ожерельем.

Материал использовался различный, выбирался просто по достатку. Стоимость подклада не превышала цены верхней основы. Брали для него легкие ткани. Например, верх был шелковым, а подклад к нему – тафта. Крестьянская часть населения, обычно, шила из грубого разноцветного сукна.

Для производства использовался распашной крой. Получалось полуприлегающее двубортное платье с расширенным книзу силуэтом, с длинными рукавами, которые не всегда были одного цвета с основной частью. Например, кафтан – синий, а рукава у него – серые.

У мужчин запахивалось справа налево. Наряд со временем стал элементом гардероба представительниц слабого пола. Для них запах предусматривался слева направо.

Застегивали на крючки или пуговицы, изготовленные из кожи. Петли тоже были кожаными. Иногда использовали новшество – втышные пуговицы. Их крепили, продевая в прорези.

Подпоясывали на талии кушаком: узел делали спереди, концы заправляли за него же справа, слева.

Редко встречались теплые варианты, изготавливаемые в виде полушубков и телогрей.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *