Последствия Соловецкого восстания 1668-1676 гг.

Автор: Черных Владимир Дмитриевич
Журнал: Современные проблемы гуманитарных и общественных наук 2017

Возмущение Соловецкой обители по поводу неприятия новых книг и обычаев имеет важное значение для понимания церковного – государственных отношений второй половины XVII века. Соловецкая обитель относится к числу древних монастырей, являвшихся оплотом царской власти, и пользующихся всемерной поддержкой правительства. Монастырь являлся не только духовным центром Северной Руси но и местом церковного покаяния и административного заключения преступников. Несмотря на это монастырское начальство и насельники обители отказались поддержать нововведения Алексея Михайловича [3, с. 56]. Неповиновение началось в 1656 г., когда были присланы по указу царя Алексея Михайловича из Москвы новые богослужебные книги. Во время проведения Большого Московского собора (1666 г.) в Москву было вызвано руководство Соловецкого монастыря, в ходе Собора оно было заменено. Однако монахи не подчинились и служба продолжала идти по старому обряду [1, с. 22]. Неповиновение было подавлено только к концу 1676 г.

К каким же последствиям привело это восстание? Следует сказать, что вес обители, не принявшей новые обряды и даже пострадавшей за это – усилила авторитет страрообрядчества. Разошедшиеся по другим обителямпосле падения Совков иноки разнесли семена смуты. Многолетнее противостояние усилило радикализм приверженцев старой веры, к ним добавились политические требования [2, с. 50]. На основе этого течения – церковного и государственного радикализма – возникла печально знаменитая Выговская пустынь, которая стала оплотом старообрядчества на два столетия.

Кроме этого в Соловках проживали идеологические вожди самосожжения – Игнатий, Герман и Иосиф, которые проповедовали впоследствии и привели к смерти тысяч людей [1, с. 23].

Еще одним последствием стало распространение такого течения старообрядчества как безпоповство. Поскольку авторитетнейший монастырь был взят царскими войсками, многие люди восприняли это как окончательное падение института священства и принимали беспоповские толки, приведшие к еще большему ослаблению веры.

Независимый дух обители больше не проявлялся. Вскоре после подавления восстания правительство прислало на Соловки из других монастырей благонадежных монахов, готовых славить царя и реформированную церковь. Соловецкая обитель вновь превратилась в официальный религиозный и административный центр северной Руси.

Кроме того, не следует забывать про то, что в Соловецком восстании принимали участие бежавшие разинцы. Поэтому падение монастыря было вторым после поражения крестьянской войны С. Т. Разина ударом по народному движению. Соловецкое восстание 1668-1676 гг. было самым крупным после крестьянской войны С. Т. Разина антикрепостническим движением XVII века. Соловецкое восстание 1668-1676 гг. показало правительству силу монастыря-крепости, и вместе с тем убедило его в необходимости проявлять большую сдержанность и осторожность в вооружении окраинных островов.


Литература

1. Борисова А.А. Соловецкое восстание 1668 – 1676 гг. / А.А. Борисова // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук [Текст] ФБГОУ ВО «ВГУИТ» – Воронеж, 2017 С. 22.

2. Черных В.Д. Духовные искания населения Северной Руси второй половины XVII в. / В.Д. Черных // Материалы LIV отчетной научной конференции преподавателей и научных сотрудников ВГУИТ за 2015 год. Воронеж. 2016. С. 50.

3. Черных В.Д. Проблемы взаимоотношений и историко-политической идентификации Русской Православной Церкви и государственной власти в России во II половине XVII века / В.Д. Черных // диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Воронежский государственный педагогический университет. Воронеж, 2012 С. 56-57

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *