В середине XVII века царь Алексей Михайлович (правивший с 1645 по 1676 гг.) стремился к укреплению центральной власти и видел угрозу в большой самостоятельности Церкви. Он провёл некоторые реформы, урезавшие церковные привилегии и сокращавшие прирост монастырских земель. Этим наступлением на права Церкви был очень недоволен Никон, в 1652 году избранный патриархом.
Никон считал, что мирская власть не должна распоряжаться церковными делами. Он ставил церковную власть выше государственной и противился торжеству «боярского» мировоззрения. Своё предназначение Никон видел в укреплении роли Церкви и религии. Именно это стремление заставило патриарха пойти на ряд реформ, которые привели к церковному расколу.
Начало и причины Церковного раскола
Началом церковного раскола принято считать 1654 год, когда состоялся церковный собор, утвердивший реформы Никона. Эти реформы вызвали резкое отторжение у части духовенства и верующих. Фактически эти реформы послужили предтечей глубокого раскола прежде единой Церкви.
Предпосылками реформ стало желание привести литургию соответственно древним византийским стандартам, сделать духовенство более грамотным, избавиться от давно практикуемых ненужных ритуалов, восстановить важность проповеди. За многие века в богослужебные книги вкрались многочисленные ошибки, сделанные переписчиками. Многие священники были неграмотными и на самом деле не понимали слов, которые они говорили своим прихожанам.
В 1653 году патриарх изменил правила проведения богослужений. Суть реформы состояла в нескольких основных нововведениях:
- Замена двуперстного знамения троеперстным;
- Имя сына Божьего теперь должно было писаться Иисус, вместо Исус;
- Земные поклоны заменялись на поясные;
- Вводилось троекратное произнесение «Аллилуйя»;
- Церковные книги приводились в соответствие с греческими образцами.
Реформы давно назрели и были необходимы, кроме того, их поддерживал государь Алексей Михайлович. Но в церковной среде нашлось немало противников изменений. Особенное возмущение вызывало троеперстное крёстное знамение, которое пришло из греческого богослужения.
Возможно, раскола удалось бы избежать, но ситуацию обострила бескомпромиссность патриарха, противоположной стороне не было сделано никаких уступок. Вместо объяснений и обсуждений, патриарх предпочёл жёсткое подавление недовольства. Такие методы вызвали ещё большее отторжение реформ. Жёсткую линию патриарха следует считать ещё одной причиной Церковного раскола.
Сторонники и противники реформ
На стороне проводимых реформ была, прежде всего, государственная власть и большая часть церковных служителей. Однако немало видных духовных лиц находились в рядах противников реформ. Это были священники, настоятели монастырей, епископы. Среди наиболее видных противников можно назвать Вятского епископа Александра, архимандрита Муромского монастыря Антония, старца Сергея Салтыкова.
Вокруг противников церковной реформы собирались тысячи людей, также не желающих креститься по-новому. Это были люди, как из знатных кругов, так и простой люд. Сторонники реформы получили название «никониане», а своих противников они называли еретиками. Сами же сторонники старых порядков назвали себя староверами, а уже позже возникло название «старообрядцы».
Пожалуй, главными и самыми известными противниками церковных реформ стали протопоп Аввакум и боярыня Морозова.
Протопоп Аввакум входил в так называемый кружок «боголюбцев», в котором состоял сам Алексей Михайлович. Аввакум вместе с другими членами кружка ратовал за объединение населения России вокруг христианских ценностей. Он также считал необходимостью некоторые изменения церковных порядков, но эти изменения он видел с опорой на древнерусские традиции, а не греческие. Потому происходящие изменения Аввакум не принял, став одним из первых, кто поплатился за это. В 1653 году непокорного священнослужителя сослали в Сибирь.
Боярыня Феодосия Морозова (1632-1675) принадлежала к знатному роду. Она находилась при царском дворе на положении верховой боярыни. Морозова активно поддерживала протопопа Аввакума после опалы, помогала ему деньгами. Её обширные владения стали приютом для гонимых противников новых порядков.
Основные события и ход раскола
В 1654 собравшийся Церковный собор одобрил все вводимые патриархом изменения. Но здесь же о себе заявили и противники реформ. Епископ Павел Коломенский прямо объявил: «Мы новой веры не примем». За это епископ на этом же соборе был низложен и отправлен под стражу. Однако недовольство среди священнослужителей не утихло.
Решив положить конец этому протесту, патриарх Никон в 1656 году собирает ещё один Церковный собор, где противники изменений отлучаются от Церкви. Но это лишь обострило противостояние. В ответ на преследование со стороны властей и уничтожение старых церковных книг получила распространение практика самосожжения. Целыми семьями староверы запирались в сараях и амбарах, поджигая стены.
Тем не менее, все видные противники реформ были так или иначе устранены, патриарх Никон мог торжествовать. Его положение сильно укрепилось, теперь, как и к царю, к нему обращались «великий государь». Но видимо патриарх слишком поверил в то, что церковная власть стала выше государственной. Надменность и своевластие Никона стали раздражать царя. В конце концов, он отправил к патриарху боярина Ромодановского – передать царское неудовольствие. Тогда Никон уехал в Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь станет уговаривать его вернуться. Но Алексей Михайлович уговаривать не собирался.
Фактическое устранение Никона от руководства Церковью не повлияло на преследование старообрядцев. Наоборот, оно ужесточилось. В 1666 году собирается Церковный собор. Одним из важных решений которого стало низложение Никона. А вторым событием стало предание старообрядцев проклятию.
Одним из самых последних ярких моментов этого противостояния стало Соловецкое восстание. Не согласный с решением собора 1666-1676 гг. игумен Никандр, настоятель Соловецкого монастыря, посылает царю «Соловецкую челобитную», где выражает поддержку старой вере. В ответ царь отправляет в монастырь отряд стрельцов. Но отряд был слишком мал и не мог штурмовать хорошо укреплённую обитель. Пришлось организовать осаду. Она продолжалась до 1676 года. Стрельцам всё же удалось проделать брешь в укреплениях и проникнуть внутрь монастыря. Сопротивление было подавлено, а четыреста монахов приговорено к смертной казни.
После этого активных очагов сопротивления больше не осталось. Последние, самые стойкие лидеры староверов были уничтожены. Протопоп Аввакум, продолжавший обличать царя и новые церковные порядки даже в далёких Сибирских краях, в 1682 году был сожжён вместе со своими соратниками. Боярыня Морозова, так и не отрекшаяся от старой веры, в 1671 году была арестована. В 1675 году её перевели в Боровский монастырь, где она скончалась от голода.
Последствия противостояния
Раскол русской Церкви привёл к образованию двух лагерей, разделённых на религиозной почве, что чуть не привело страну к религиозной войне. С другой стороны, реформа усовершенствовала церковную систему и привела ее к унификации. Она несла в себе идею наследования Византии и привела религиозные традиции в соответствие с греческими, что укрепляло власть царя и закладывало основы абсолютизма.