Ремесло и торговля в Казанском крае на рубеже XVI-XVII вв

Автор: Романова Александра Юрьевна
Журнал: Цифровая наука 2020

В конце XVI – начале XVII в. претерпевали значительные изменения города, развивались старые и строились новые, становящиеся в последующем центрами ремесла. Увеличилось количество производимых товаров для рыночной торговли, все меньшие объемы ремесленных изделий создавались на заказ. В самостоятельные ремесла выделились отрасли, ранее имевшее место в частных крестьянских и помещичьих хозяйствах, например -прядение, ткачество и др. Крупными ремесленными центрами являлись Новгород, Ярославль, Псков, Великий Устюг, Нижний Новгород, Казань, Тобольск, Якутск. В этот же период усилилась специализация регионов -производителей ремесленных товаров.

Ремесло играло важную роль в экономике Казанского края в изучаемые период. Фундамент развития многих ремесленных отраслей был заложен ещё до завоевания Московским государством Казанского ханства.

Одной из самых важных отраслей, от которой зависела жизнеспособность множества других направлений экономического развития, была металлургия и кузнечное дело. Работы, связанные с металлургией железа и сплавов, состояли из ряда самостоятельных операций: разведки и добычи различных руд; заготовки топлива, рубки дров и выжигания древесного угля; изготовления металлургического горна, его сушки и обжига; разжигания и протапливания горна, его загрузки углем и рудой (шахтой); регулирования подачи воздуха и слежения за протеканием сыродутного металлургического процесса; извлечения из горного пространства образовавшейся крицы, ее первичной проковки с целью уплотнения железа и выжимания из нее шлаков [6, с. 249].

Активное производство металлургических изделий позволяло развивать как общее экономическое положение региона, так и мелкие крестьянские и помещичьи хозяйства, так как ассортимент изделий был довольно широк и доступен, например – серпы, косы, топоры.

Кузнечное дело отделяется от металлургии, выливается в узконаправленное ремесло, существовали узкоспециализированные специалисты, выбравшие одно направления производства, так же имели место быть кузнецы-универсалы, способные выполнить любой заказ, чаще всего такие кузнецы встречались в сельской местности.

Татарские ювелиры славились своим мастерством обработки драгоценных металлов, они виртуозно создавали из золота и серебра настоящие произведения искусства, используя при этом сложнейшие техники. Особую живописность изделиям придавали драгоценные камни, такие как: аметист, малахит, жемчуг и многие другие [11, с. 152]. Пестрота красок и художественное исполнение наделяли изделия татарских ювелиров ореолом праздничной красоты. Важно отметить, что не все мастера были одинаково искусны в своем ремесле, качество изделий было разнообразным, каждый мастер работал на соответствующий кошелек покупателя и чем лучше мастер владел различными техниками работы с драгоценными металлами и камнями, тем выше становилась цена изделия и сужался круг возможных покупателей [11, с. 153].

Одним из самых распространённых и важных ремесел было гончарное дело. Это подтверждают раскопки, проводимы на территории Казанского края, найденные там образцы керамических изделий свидетельствуют о многоэтапном развитии ремесла, так как можно сделать вывод о том, что татарские мастера придерживались традиций производства керамики предыдущих эпох. Немаловажен и тот факт, что изделия отличались практичностью форм и изяществом орнамента, разнообразием ассортимента, применяемого в быту, можно сказать – товары производились на общий рынок, а не только на заказ, из подобных свидетельств в дальнейшим уже можно будет сделать вывод о зарождении капиталистического рынка. Керамика изучаемого периода отличалась использованием мелкого песка и местных глиняных запасов, выделяются несколько разновидностей по доминирующему цвету и именно в это время можно проследить трансформацию изделий в виду перенимания традиций русского гончарного ремесла [2, с. 77].

Кожевенное дело – одно из характерных ремесел татарского народа, присущий как кочевым, так и оседлым народам. Татарские мастера изготавливали предметы одежды (куртки, ремни, обувь), кошельки и элементы конского снаряжения. Особо ценилась тонко выделанная кожа -юфть – даже имевшая название в обиходе «булгари». В ходу было использование шкур разных животных, чаще всего – крупного рогатого скота, лошадей, овец. Для более мягких изделий применялась шкура молодняка, мелких изделия пошивались из шкурок пушных зверей. Для выделки кожи использовались традиционные и широко распространенные способы -дубление, крашение, жирование. Как и в любом ремесле, среди кожевенных мастеров была распространена специализация, чаще всего разделение было на предметы бытовые, одежду и военные изделия [8, с. 15].

Ощутимой частью экономического развития было градостроительство и строительное дело. Эта отрасль ремесла включала в себя более узкие направления, например: обжиг кирпича, резьба по камню и дереву, плотничество и столярное дело, а также искусное умение создавать орнаменты из глины для украшение построек, придавая тем самым облику города восточную самобытность. Выгодное географическое положение Казанского края позволило вобрать в себя примеры и архитектурные решения близлежащий территорий, в том числе и Московского государства. Местная архитектура являет собой сочетание традиций Казанского ханства и разнообразных веяний Запада и Востока – это прослеживается в сочетании каменных монументальных зданий и деревянных срубов, применение многоярусных купольных форм с сохранением своеобразия минаретов [9, с. 240] и т.д.

Экономика Казанского края изучаемого периода основывалась на развитом земледелии и ремеслах, многие из которых получили развитие не только в центрах производства – городах – но и в сельских поселениях. Выгодное географическое положение позволяло развивать в крае не только местную, но также и внешнюю торговлю, что, несомненно, позволяло развивать и укреплять экономику, накапливая и преумножая богатство.

В Казанском крае в ходу были как местные, так и русские монеты и торговля существовала не обособленно от остальной части жизни населения, а служила для восполнения сырьевых недостатков, товаров, не производимых там и даже приобретения рабочей силы. Завоевание Казани в середине XVI века открыло возможность беспрепятственно торговать с богатейшим государством, преисполненным разнообразных ремесленных и сельскохозяйственных изделий, также в Казань переселились успешные купцы, развивающие торговлю в регионе, что в дальнейшем позволило образоваться и развиваться успешно татарскому купеческому сословию.

Торговля находилась под контролем правительства, были введены контролирующие меры, облагавшие экспортные товары пошлинами. Существовало два пункта, через которые можно было провезти товары в Московское государство – это Нижний Новгорода на пути «волжском» и город Муром, в который можно было попасть по суше, в этих таможенных пунктах взимались пошлины. В самом Московском государстве были образованы ярмарки для Восточных купцов, находящиеся близ небольших городков на берегах рек [10, с. 221]. С. Герберштейн сообщает: «На этом месте бывает ярмарка, наиболее посещаемая во всем владении московского государя; сюда стекаются кроме шведов, ливонцев, московитов еще и татары и весьма многие люди из восточных и северных стран. Они ведут только меховую торговлю, потому что эти народы редко или почти совсем не употребляют золота и серебра. Готовые платья, иглы, ножики, кастрюли, топоры и т.п. они обменивают большей частью на меха» [3, с. 119] – из этого сообщения можно получить довольно много информации о торговле того периода, представлены и народы, участвовавшие в международном товарообмене и, немаловажное значение имеют перечисленные товары и замены денежным средствам.

Использование шкурок пушных зверей до ХVI-ХVII вв. оставалось расхожей и привычной денежной системой.

Упорядочение места и времени широкой торговли стало значительным подспорьем для ее развития. Ярмарки стали сосредоточением не только местной, но и межрегиональной и межнациональной торговли. Самой известной из них стала ярмарка, проводимая с XV в. на острове Гостином на р. Волга около Казани, ставшая преемницей древних традиций по посредничеству данной территории между Севером и Югом, Западом и Востоком. Ежегодное начало ярмарки было определено твердой датой – 24 июня, по сообщению «Казанского летописца», «на той же съеждяхуся в Казань изо всеи Русския земля богати купцы и многие иноземцы дальние и торговаху с Русью великими драгими товары, не ведующи русские люди беды на себя никакия, без боязни живущи в Казани, надеющееся яко на своего царя и не боящеся его» [5, с. 23] – из данной записи можно сделать вывод о широко налаженной торговле между русскими купцами и татарским народом, о дружеских между ними отношениях и полном доверии.

Сохранилось красочное описание ярмарки: «Гражани все, мужи с женами, гуляюще по их, пиюще в корчемницах царевых, покупающе на цены, прохлажахуся. Много же народу обирающеся, черемисы на праздники тыя с рухлом своим из дальных улусов и торговаху с градскими людьми, продающее, и купюще, и меняюще» [4, с. 23] – пример, позволяющий рассмотреть проведение данного мероприятия еще в ханский период.

Важно отметить, что торговля происходила не только на ежегодных ярмарках, она также устраивалась на городских рынках и в торговых лавочках. Ремесленник мог сам продавать производимую продукцию, не был обязательным его приход на рынок. Рынок – место слияния местного товара и межрегионального. В местной торговле преобладали товары повседневного спроса и первой необходимости, так как эта сфера потребления была наиболее выгодной для производства и продажи на месте. Товары, приходящие из других регионов, отличались разнообразием ассортимента, изысканностью и роскошью. Как было описано выше, средствами обмена довольно часто выступали шкурки пушных зверей [1, с. 110], ввиду малой распространенности золотых, серебряных и медных монет, но препятствий для торговли это не создавало, ведь даже Московское государства в изучаемый период тоже пользовалось подобной системой обмена.

Активное развитие характерно и для внутренней торговли, т.е. между городом и селом. Этому способствовало стремительное развитие земледелия, скотоводства и ремесла в регионе. Усиление специализации регионов и мастеров-ремесленников подстегивали тенденции распространения товарообмена между городом и селом. Наводнение рынка разнообразными ремесленными товарами способствовало расширению ассортимента, увеличению возможности выбора и, несомненно, удешевлению изделий, так как именно таким способом потребители привлекались продавцами.

Процветала также малая торговля как между сельскими поселениями, так и между односельчанами. Прославившийся мастер-гончар, например, мог обеспечивать своей продукцией близлежащие деревни, а его сосед-кузнец -металлическими изделиями.

Казанский край отличался разнообразием экспортируемых товаров, среди них были: лошади, крупный рогатый скот, овцы, выделанная из их кожи юфть, иногда торговали даже пленными, рыба, ювелирные и гончарные изделия, перепродавались восточные товары – специи, фрукты, роскошные ткани.

Импортировались необходимые предметы быта, роскоши, специи [7, с. 12]. С. Герберштейн сообщает: «В Татарию ввозятся седла, узды, одежды, кожи, оружие же и железо вывозятся только украдкой или по особому позволению областных начальников в другие северо-восточные страны. Однако они (русские) возят к татарам суконные и полотняные одежды, ножи, топоры, иглы, зеркала и т.д.» [3, с. 90] – из сообщения можно сделать вывод о широком перечне ввозимых товаров, производство которых, однако, было налажено и в самом Казанском крае.

Ввиду особого географического положения важную роль играла транзитная торговля, которая составляла основу богатства региона на основе слияния местных и привозных товаров.

Таким образом, можно прийти к вытекающему из вышеописанного выводу, что в Казанском крае в изучаемый период было широкое движение товаров внутреннего и внешнего обмена, предметов экспорта и импорта, налажена торговая связь не только внутри региона, между городами, селами и соседями, но и имели место быть международные торговые связи, простирающиеся по всему континенту. Формы организации торговли были типичны для многих государств того времени, и в целом осуществлялось активное развитие товарных отношений. Население Казанского края могло довольствоваться разнообразными диковинными товарами, предметами роскоши, привозимыми из разных уголков планет и распространять свои удивительные изделия, впечатляя покупателей по всему миру своим мастерством и умением создавать из обычного сырья настоящие произведения искусства.

Со времени прихода к власти Московского государства произошли некоторые изменения в системе ремесла и торговли в Крае. Переселение большое количества русского населения способствовало усиленному развитию и расширению торговых связей, круг возможных иностранных рынков сбыта стал обширнее, а ремесленники, принесшие уникальное мастерство на новую территорию получили возможность усовершенствования собственных изделий и их продажи для формирования единого капиталистического пространства.


Библиографический список:

1. Валеев Р.М. Развитие торговли Поволжья и Приуралья в эпоху средневековья. (Основные тенденции и закономерности торговли и денежно -весовые системы Волжской Булгарии и Золотой Орды). – Саарбрюкен, 2012. -390 с.

2. Валеева-Сулейманова Г.Ф., Шагеева Р.Г. Декоративно-прикладное искусство казанских татар. – М., 1990. – 389 с.

3. Герберштейн С. Записки о Московии: В 2 т. М.: Памятники исторической мысли, 2008. Т. 1: Латинский и немецкий тексты, русские переводы с латинского А. И. Малеина и А. В. Назаренко, с ранненововерхненемецкого А.В. Назаренко. – 2008. – 776 с.

4. Полное собрание русских летописей: монография. Никоновская летопись. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. Т. 9., М., ЯРК. – 2000. – 288 с.

5. Полное собрание русских летописей: монография. История о Казанском царстве. Т. 19., М., ЯРК. – 2000. – 368 с.

6. Семыкин Ю.А. Черная металлургия и кузнечное дело // История татар. Т. 2. Волжская Булгария и Великая степь. Казань, 2006. – 960 с.

7. Трепавлов В.В. Три столетия колониального расширения России // Отечественная история. 2003. № 2. – С. 129-135.

8. Халиков А.Х. История археологического изучения г. Казани // Средневековые археологические памятники Татарии. Казань, 1983. – С. 12-22.

9. Халиков Н.А. Сельские поселения и жилища // Татары. М., 2001. – С. 237-242.

10. Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства [Репринтное воспроизведение 1923 г.]. Казань, 1990. – 325 с.

11. Червонная С.М. Искусство Татарии. История изобразительного искусства и архитектуры с древнейших времен до 1917 года. – М., 1987. -221 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *