Предпосылки реформ
После смерти великого князя Василия III наследником стал его малолетний сын, будущий царь Иван Грозный. По причине несовершеннолетия ребенка власть в руки взяла его мать Елена Глинская, а после ее смерти в 1537 году – бояре. Началась борьба за власть, наметился раскол между князьями и боярами. Возникшие беспорядки грозили распадом государства, гибли люди, но наследник ничего не мог с этим поделать. Положение изменилось после его совершеннолетия, когда права перешли к нему и его сторонникам.
Царь со своими единомышленниками видели необходимость коренных изменений в государстве. Неудачные военные походы на Казань выявили недостатки русских войск, а боярское самоуправство усиливало раздробленность в обществе. Для исправления положения необходимо были изменения на всех уровнях управления государством.
Реформы и цели Избранной рады
В 1543 году сподвижники царя Ивана IV объединились в Избранную раду для проведения реформ государственного управления. В состав совета входили:
- Князь Андрей Курбский, полководец;
- Митрополит Макарий;
- Священнослужитель Сильвестр, наставник и духовник царя;
- Воевода Алексей Адашев;
- Думный дьяк и посол Иван Висковатов.
Избранная рада не была официально утвержденным органом, тем не менее вместе с царем участвовала в подготовке реформ.
Начало реформ
Целью преобразований было объединение русских земель. Реформы касались разных сфер государственной и общественной жизни.
В 1549 году проведено собрание правителей всех русских земель – первый Земский собор. В нем участвовали представители всех сословий, кроме крестьянства. Основным поводом для созыва стало обсуждение злоупотребление властью боярами. На собрании были заложены основы для будущих реформ, этот и последующие соборы созывались для обсуждения преобразований и принятия важных решений.
Реформа центрального и местного управления
Еще до организации Избранной рады великий московский князь Иван IV Васильевич был провозглашен царем. Его предшественники “венчались на великое княжение”, Иван IV же настаивал перед митрополитом Макарием именно на царствовании, которое по титулу приравняло бы его к византийским и европейским императорам. Венчание государя на царство было освящено, и это утверждало большую, чем у князя, власть монарха внутри государства. Иван IV стал первым русским царем, а Московское княжество стало Русским государством.
В процессе проведения реформ в одну систему подчинения царю были объединены Боярская дума, Земский собор и органы управления на местах. Боярская дума была законодательным органом, исполнительной властью стали приказы.
До реформы местного управления в 1556 году должностные лица выбирались согласно происхождению и содержались за счет населения. Система открывала большие возможности для вымогательств, поэтому члены рады подготовили некоторые изменения.
Теперь на определенной территории выбирался губной (окружной) и в городах – земской староста, а в селениях – голова. Они выбирались из числа местного населения.
Также были учреждены несколько органов управления – приказов, основными из которых были:
- Земский – для соблюдения правопорядка в городах;
- Поместный – для решения вопросов, связанных с поместьями и вотчинами;
- Челобитный – для распределения и рассмотрения челобитных, прошений на имя царя;
- Посольский – для ведения дел с другими государствами;
- Разбойный – для противодействия разбоям и беспорядкам по стране.
Другие приказы занимались остальными сторонами жизни общества и государства, а также ведали определенными территориями.
Во главе каждого приказа был боярин или дьяк – государственный чиновник.
Церковная реформа
В 1551 году проведен церковный – Стоглавый собор. На Стоглаве был принят единый для всех церквей сборник документов, состоящий из ста глав. Итогом церковной реформы было установление единых стандартов в рамках религии по всей стране. Были установлены единые для всех церквей обряды и правила поведения священнослужителей, стандарты церковной архитектуры и иконописи. Канонизировались новые святые, почитание которых так же становилось единым для всех, а не только в районах явления их святости.
Церковная реформа была направлена на улучшение нравов духовенства. Пресекались какие-либо попытки поборничества, владение церковными землями регулировалось государством. Перед церковью была поставлена задача просвещения населения: при церквях открывались приходские школы.
Военная реформа
По реформам рады, для назначения кого-либо командующим необходимо учитывать не знатность происхождения, а военные способности. Наилучшие воины из числа знатных дворян входили в Избранную тысячу, находящуюся в непосредственном подчинении у царя.
Вместе с нею формировались стрелецкие полки, которые были средним звеном между временными и постоянными войсками. Стрельцы были вооружены ружьями-«пищалями». В их ряды мог войти любой свободный человек, а за свою службу он получал жалование и обеспечение едой и одеждой.
Вместе со стрелецкими войсками организовались артиллерийские наряды пушкарей.
В 1556 году было издано Уложение о службе. Согласно ему, каждый землевладелец должен был отправлять мужчин для регулярной службы в войсках. Количество душ определялось земным наделом. Например, если хозяин владел 100 четвертинами земли, то он должен был предоставить одного конного воина.
Военная повинность была усилена. Все население делилось на два разряда людей:
- Служилые – делились на высших и низших. К первым относятся бояре, дьяки, окольничьи и их дети. Они занимали видные должности, в то время как низшие служили простыми ратниками
- Неслужилых – купцы, мещане, крестьяне.
Служилые за свою службу поощрялись наделами земли, что усиливало поддержку царя со стороны дворян.
Экономическая реформа
Большинство реформ носило смешанный характер, но можно выделить аспекты, повлиявшие на экономику государства.
В первую очередь, была изменена система налогообложения. Единой единицей налогообложения была большая соха, которая обозначала определенную площадь распаханной земли. Но размер налога зависел от сословия землевладельца. Так, крестьянин платил с каждых 400 четвертей земельной меры, церковные служители – с каждых 600, а служивые – с 800. У последних данных налог был самым щадящим.
В пользу служивых людей были изменения в землевладении. Земельные наделы были перераспределены от потомственных дворян, уклоняющихся от службы, к небогатым дворянам, которые активно несли воинскую повинность.
Также были проведены другие реформы, затрагивающие налоги и экономическое состояние. В результате увеличился сбор налогов, введена единая денежная единица – рубли и копейки, самостоятельность церкви была ограничена и продолжилось закрепощение крестьян.
Законодательная (правовая) реформа
В 1550 году издан новый Судебник – свод законов, регулирующих социальные, экономические и социальные отношения. В кодекс вошли некоторые старые законы, но также введены новые положения. Например, добавилось установление наказания судьи за неправильно вынесенный приговор.
Само судопроизводство расширилось, были определены два уровня суда:
- Вышестоящий, включающий царя, Боярскую Думу и Суд;
- Нижестоящий, состоящий из остальных подразделений, кроме Церковного суда.
В городах были организованы Челобитные избы, куда можно было подавать прошения и жалобы по поводу нарушения прав.
Судебник продолжал закреплять крепостное право и утвердил переход крестьян на Юрьев день от одного феодала к другому. Крестьянин при этом платил пошлину.
Новым постановлением была утверждена ответственность помещика за нарушения подвластных ему крестьян.
Итоги и последствия. Плюсы и минусы реформ
После начала Ливонской войны в 1558 году обострились отношения Ивана Грозного с радой. Разногласиями воспользовались бояре, чтобы ускорить раскол, приведший к упразднению в 1560 году.
Реформы продвинули страну по пути централизации власти. Власть царя была усилена, центральное и местное управление изменено. Реорганизация подготовила почву для улучшения внешнеполитических дел будущего Российского государства. Как плюсы преобразований можно отметить усиление войска и разработку свода законов. Благодаря преобразованиям удалось расширить территорию русских земель: в 1552 году было присоединено Казанское царство, а в 1556 году – Астраханское. Но это все сопровождалось минусом – недовольством знати централизацией власти. Такое умонастроение дворянства стало одним из факторов эпохи Смуты.
Преобразования не всегда проводились, как задумывалось. Иван Грозный не был удовлетворен проведением реформ. Частично их можно было рассматривать преобразованием по европейскому образцу. Но в российской действительности ослабление централизованной власти привело к дезорганизации. На деле часто приходилось иметь дело с обманом и изменой знати. Причины таких неудач царь видел не в особенностях русской цивилизации, а в злоупотреблениях самим населением данными им правами.
Итоги реформ, проводимых Иваном Грозным, неоднозначны. Модель развития государства, которую выдвигала Избранная рада, не была реализована полностью. Царь Иван 4 пришел к мысли, что больше пользы будет не от совместного управления государством, а от единоличной власти. Так в 1565 году Избранную раду сменит опричнина, с помощью которой царь будет стремиться укрепить центральную власть.