«Посадское строение» XVI-XVII вв

Автор: Щербаков Сергей Николаевич
Журнал: Локус: люди, общество, культуры, смыслы. 2015

С конца XV в. появляется обозначение «посадские людеи», т.е. люди, проживающие на великокняжеской земле. Термин «строение посадов» в Московском государстве XVI-XVII вв. обозначал не только основание новых городов и укрепление их, но также внутреннее переустройство и организацию государевых черных тяглых слобод. Во второй половине XV и в первой половине XVI вв. вотчинные дворы в городах обращаются в вотчинные слободы, которые начинают быстро разрастаться, причем их владельцы часто добиваются распространения на них тарханных и несудимых грамот. При Иване III происходило «строение» государевых посадов, сопровождавшееся отпиской частновладельческих слобод в пользу государства не только на севере, но и в южных городах приокской пограничной полосы. Объединяя различные элементы населения удельных городов в сословие «посадских людей», великие князья Иван III, Василий III и царь Иван IV Грозный предоставляли им основные права населения слобод: право на личную свободу при служении ключником в городе (ст. 66 Судебника Ивана III, 1497 г.), уничтожение закабаления в пользу горожан (ст. 82 Судебника Ивана IV, 1550 г.).

В период 1497-1550 гг. черные слободы посадских людей сохраняли положение государевых слобод и были открыты для прихода новых людей.

«Посадское строение» ХVI-ХVII вв. неотделимо от политической борьбы в Московском государстве. В период 1530-1540-х гг. сословие посадских людей начало принимать участие в политической жизни страны то мятежными вспышками, как это было в 1547 г., то в форме представительства на Земских соборах с 27 февраля 1549 г. Судебник Ивана IV Грозного 1550 г. ограждал честь посадских людей и их жен, которая, вероятно, страдала от насилий боярских детей, очень высокими штрафами. Он поднимал посадских людей в особый «честный» чин и ставил его наряду и даже выше дворян и детей боярских городовых. Далее, Судебник 1550 г. отменил для посадских людей, живущих на монастырских землях, подсудность церковному суду, а также запретил выдачу новых тарханных грамот и назначил пересмотр старых иммунитетов (ст. 43 и 91). С изданием первого закона о «заповедных годах», т.е. с осени 1581 г., когда был временно приостановлен закон о крестьянском выходе в Юрьев день, закон этот стал применяться к посадским тяглым людям, хотя они к Юрьеву дню никакого отношения не имели.

«Строение посада» в период годуновского правительства при жизни царя Федора Иоанновича (1584-1598) дало новые запрещения против закладничества на посадах и выхода тяглецов из городов. В конце 90-х гг. XVI в. правительство предприняло «строение посада» – обширную перепись с целью заменить данные устаревших писцовых книг, составленных еще по постановлению Стоглавого собора. Посадское строение царя Бориса Годунова в 1600-1602 гг. определялось записью в посадское тягло. Не всякий, кто жил на посаде за государем, считался посадским человеком, жильцом и старожильцем, а тот, кто хоть однажды потянул посадское тягло и, следовательно, когда-нибудь являлся членом посадской общины, связанной круговой порукой. Для этого не обязательно было родиться в посаде или находиться в родственных отношениях с посадскими тяглецами. Посадская старина была связью личного характера, и юридическая ее природа вытекала из однажды принятого на себя обязательства состоять членом общины, причем это обязательство давалось либо формально путем записи, либо фактически, путем участия в разверстке посадских платежей и посадских служб. Сопровождавшее посадское «строение» землеустройство посадов было связано с неизбежной ломкой облегающего посады вотчинного и поместного землевладения, которая производилась иногда без вознаграждения, а в других случаях, возможно, с вознаграждением тех лиц, земли которых отбирались в черные посады. Посадское строение царя Бориса Годунова характеризовалось тем, что в посады стройщиками брались по двум основным признакам: по посадскому старожилью и по торгу и промыслу владельческие крестьяне, бобыли, захребетники, дворники и др. По тем же, вероятно, признакам брали в посад и приборных служилых людей: пушкарей, затинщиков, казенных сторожей, воротников и рассыльщиков.

При царе Михаиле Федоровиче в 1619 г. был образован приказ Сыскных дел для разбора жалоб служилых людей по судным земельным делам, и правительство снова пыталось ограничить расширение «белых слобод» светских и духовных феодалов, проводя «сыски» посадских людей в частном порядке с целью вернуть их в посадское тягло [1]. В 1634-1648 гг. по челобитьям посадских людей правительство создает целый ряд посадских сысков для пресечения ухода населения в закладчики. Например, с этими целями в 1638-1642 гг. велась работа приказа Сыскных дел боярина князя П. А. Репнина [3].

При царе Алексее Михайловиче под влиянием челобитий посадских людей в 1645-1646 гг. правительство Бориса Ивановича Морозова провело «посадское строение» во Владимире, Суздале, Костроме и некоторых других городах. После ряда восстаний в 1648 г. в городах Московского государства окончательно конфискацию «белых слобод» в посадах обозначила XIX глава Соборного Уложения 1649 г., положения которой были одобрены «выборными людьми» в период работы Земского собора 1648-1649 гг. [2]. Принципы «посадского строения» были оформлены в XIX главе Соборного Уложения 1649 г.: все «белые слободы» на посадах, принадлежавшие светским и духовным феодалам, подлежали безвозмездной конфискации; подгородние владения феодалов отписывались за вознаграждение «по посадской близости» и без компенсации в случае, если они находились на бывшей посадской земле; посадам приписывались подгородние земли для выгона скотины и содержания огородов; все закладчики возвращались в посадское тягло по принципу «посадской старины» и «посадского родства»; членами посадской тяглой общины становились жители конфискованных частновладельческих слобод и отдельных дворов феодалов. «Служилые люди по прибору» были обязаны или продать в 3-месячный срок свои торговые и ремесленные заведения посадским людям или стать тяглецами посадской общины (исключение было сделано в отношении стрельцов и части «служилых» казаков). Занятие торгово-ремесленной деятельностью было провозглашено монополией посадских людей; выход из общины и переход из посада в посад были запрещены.

Опираясь на XIX главу Соборного Уложения, боярин князь Юрий Алексеевич Долгоруков в 1648-1652 гг. во главе приказа Сыскных дел провел реформу «посадского строения» в общегосударственном масштабе. Князь Ю.А. Долгоруков в 1676-1679 гг. по государеву указу организовал новое проведение «посадского строения», которое явилось подготовительным этапом при проведении им реформы подворного обложения 1679 г. [4]. Результаты «посадского строения» 1676-1679 гг. и подсчет выгоды от реформы подворного обложения 1679 г. позволили князю Юрию Алексеевичу Долгорукову, возглавлявшему финансовые приказы (Счетный, Доимочный и Денежного сбора) составить первый сохранившийся до нашего времени государственный бюджет России 1680 г., который оканчивался без дефицита.


Библиографический список

1. Смирнов П.П. Посадские люди и их классовая борьба до середины XVII века. М.-Л., 1947. Т. 1-2.

2. Черепнин Л.В. Земские соборы русского государства в Х^-Х^1 вв. М., 1978.

3. Центральный государственный архив древних актов СССР. Путеводитель: В 4-х т. М., 1991. Т. 1.

4. Щербаков С.Н. Юрий Алексеевич Долгоруков – российский полководец, дипломат, администратор XVII века. М., 2012.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *