О Нижегородских корнях патриарха Никона

Elemis SHEIN Many GEOs

Патриарх Никон – целая эпоха в жизни русского общества. Ему суждено было оставить заметный след в истории России XVII века. По сути, в течение шести лет своего патриаршества с 1652 по 1658 год Никон являлся наряду с царем Алексеем Михайловичем самой влиятельной фигурой в управлении Российским государством. Не одно более или менее важное решение, принимаемое в то переломное для страны время, не обходилось без его участия. И, конечно, патриарха Никона можно без всякого преувеличения назвать одним из наиболее выдающихся людей, вышедших из мордовского народа, по-настоящему исторической личностью.

Изучая истоки родословной будущего патриарха, годы, проведенные в нижегородском крае, становится ясно, насколько это время было важным в жизни Никона, ведь именно тогда в нем зарождались искренняя преданность и любовь к православной вере, закладывались основы мировоззрения, формировался мужественный, непоколебимый, волевой характер.

Никон родился в 1605 г и прожил в нижегородском крае до своего переезда в Москву в 1636 г., те. 31 год. Впоследствии он здесь уже не бывал. О первых годах жизни Никона известно немного. Фактически, единственным достоверным источником, рассказывающим о ранней биографии патриарха, является его житие, написанное иподьяконом Иваном Шушериным.

Иван Корнильевич Шушерин начал писать биографию Никона «Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона» практически сразу после его смерти в 1681 г. и закончил ее в 1686 году. Он был одним из наиболее близких к Никону людей. Сам Шушерин, уроженец Великого Новгорода, еще в молодости попал в услужение к Никону, жил с ним в Воскресенском монастыре, а после низложения патриарха был отправлен в ссылку в Великий Новгород. В 1681 г. Шушерина освободили и взяли во дворец, где он до самой смерти служил в должности крестового дьяка. «Известие» о жизни Никона, написанное Шушериным, стало одним из самых читаемых сочинений средневековой русской литературы. В нем без лишней патетики рассказывается о деяниях патриарха, о его жизни в Новом Иерусалиме, о трудных годах ссылки и, наконец, «о преставлении и о погребении» святейшего. Красочность и точность повествования, насыщенность его яркими деталями способствовали тому, что это сочинение стало пользоваться популярностью. Оно было растиражировано во множестве списков, которых насчитывалось несколько сотен. Впервые «Известие» опубликовали в России в 1784 г., а затем в переводе на многие иностранные языки оно публиковалось и за рубежом. Несмотря на то, что сочинение Шушерина в определенной степени «пристрастно» из-за симпатий автора к своему герою, в нем не искажены факты, нет домыслов, поэтому является весьма ценным историческим источником.

Свой рассказ о жизни патриарха Шушерин начинает так: «В лето от мироздания 7113 (в переводе на наше летоисчисление 1605 г. – Е. М.) в месяце Маие, в пределех Нижняго Новаграда, в веси нарицаемой Велдемановой родися он, Святейший Патриарх, от простых, но благочестивых родителей, отца именем Мины и матери Мариамы» 1. Мальчика назвали Никитой, в честь переяславского чудотворца, память которого отмечается 24 мая. Очевидно, в этот день новорожденного крестили и дали ему имя чтимого святого. В то время на Руси обряд крещения совершался вскоре после рождения ребенка, как только позволяло здоровье младенца. При этом день крещения, когда человек получал имя и приобщался к церкви, имел намного большее значение, чем день его рождения, дату которого многие люди, особенно из низших сословий, часто вообще не помнили.

Никита Минов рос в простой православной крестьянской семье в эрзя-мордовском с. Вельдеманово Нижегородского уезда (современный Перевозовский район Нижегородской области). В синодиках середины XVII в. сохранились имена родственников Никона, позволяющие реконструировать его родословную. Известны имена трех его братьев – Симеона, Никифора и Григория, деда по отцу Василия и деда по матери Гавриила 2. Когда Никита был еще совсем маленьким, его мать умерла. Ребенка воспитывала «жена некая, именем Ксения» (лет до пяти-шести), которая сжалилась над ним «зряще сиротство и малость возраста Никитина». Отец вскоре женился во второй раз. Кто была родом мачеха Никиты и как ее звали, неизвестно, сохранилось только указание, что своим характером она вполне оправдала обычную славу мачех на Руси; приведя в дом Мины своих детей от первого брака, она принялась бесцеремонно преследовать маленького Никиту, пользуясь выгодами своего положения полноправной хозяйки дома. Ненависть мачехи к пасынку буквально не знала границ. Если верить Шушерину, то она несколько раз пыталась убить будущего патриарха, которому лишь чудом удавалось избежать смерти.

«Берега» в крестьянском быту выражалась в основном заботой о том, чтобы накормить и напоить, поэтому мачеха старалась своих собственных детей покормить как можно лучше, тогда как бедному Никите чаще всего доставался черствый хлеб, приправляемый бранью и колотушками. Мальчик вынужден был буквально вести «борьбу за существование» при самых невыгодных условиях. Как-то с голода он полез в подполье, чтобы раздобыть что-нибудь съестное; возвратившаяся откуда-то мачеха накрыла его в момент совершения «преступления» и в сильном негодовании на пасынка так хватила его по спине, что тот скатился по ступенькам назад в подполье и долго пролежал без сознания. Правда, Мина поколотил жену, узнав об этой истории, но бедному Никите было от этого не легче, тем более что мачеха вымешала на нем все побои и обиды, получаемые от мужа. Только бабушка, мать Мины, обращалась с ним по-доброму, но лишенная власти в семье, она не могла вполне охранить внука-сироту. Постоянно одетый в лохмотья, в сравнении со сводными братьями, Никита сильно мерз зимой и нередко прятался в печь, чтобы согреться. Как-то он забрался в печь рано утром, пока мачеха не начала топить; последняя умышленно или неумышленно, наложила дров и затопила печку. Вздремнувший было Никита проснулся и начал отчаянно кричать, задыхаясь от дыма и жара; прибежавшая со двора бабка вытащила из печи дрова и таким образом спасла мальчика от смерти.

Благодаря относительному равнодушию отца и ненависти мачехи, маленький Никита рос тихим и неразговорчивым ребенком, безответным перед побоями и попреками, он часто убегал из дома и на свободе любил предаваться размышлениям, видимо мечтая о правде и справедливости. На таких прогулках Никита подружился с девочкой Настей, бывшей на несколько лет моложе его, дочерью священника села Колычево, что находилось недалеко от Вельдеманова, которая впоследствии стала его женой. Благодаря этому знакомству Никита попал в дом отца Ивана, человека доброго, сострадательного и образованного. Здесь видимо у Никиты смутно пробудилось желание учиться. Отец Иван, повстречавшись где-то с Миною, уговорил его позволить сыну учиться, и рассудительный мордвин согласился воспользоваться услугами батюшки. С тех пор Никита почти переселился в Колычево и потому избавился от преследований мачехи; произошло это в год воцарения Михаила Федоровича Романова. Года три продолжалась такая жизнь. Никита выучился читать и писать, книжная премудрость увлекала его все дальше и дальше, и он осыпал своего наставника расспросами до такой степени, что загонял его в тупик. Однако Мина затем забрал сына домой, чтобы тот серьезнее помогал отцу в хозяйстве. Вновь началась для Никиты война с мачехой, но жизнь в Колычеве не прошла бесследно, развив в нем самостоятельность, энергичность, способность протестовать на притеснения мачехи. Наилучшим выходом из создавшейся ситуации был уход из дома 3 И вскоре на двенадцатом году жизни он вновь покинул отчий дом и ушел продолжать обучение в находившийся неподалеку Макарьев Желтоводский монастырь к «некоему старцу Богодухновенну», взяв тайком у отца немного денег («нечто из дому отца своего пенязей», ок. 1629 г.). Приняв вклад, старец представил Никиту игумену, который разрешил ему жить в обители. Братия приняла его охотно, считая мальчика бездомным и бесприютною сиротою. Никита проявлял необыкновенное рвение к церковному пению, а в летнее время, чтобы не проспать начало службы, нередко оставался ночевать в церкви «у благовестного колокола». Все дни он проводил с книгой, постигая премудрости Божественного писания 4

По всей видимости, пребывание в Макрьевом Желтоводском монастыре сыграло очень важную роль в формирования личности будущего патриарха. Это был один из самых древних монастырей нижегородского края, основанный еще в начале XV в., но в 1439 г. подвергся разорению татарами и долгое время стоял в запустении. Однако в начале XVII в. в нем поселился некий монах по имени Авраамий и монастырская жизнь начала вновь постепенно оживать. В 1620 – 30-е гг. активно шло возрождение монастыря, чему во многом способствовало получение им в 1628 г. жалованной несудимой грамоты от патриарха Филарета. Только после получения монастырем жалованной грамоты туда «стали приходить православнии христиане и подавати на монастырское строение и на молебен, каждо по вере своей» 5

Получение монастырем жалованной грамоты патриарха не являлось знаком особого покровительства со стороны Романовых 6. Такие грамоты получали многие монастыри, находившиеся в пределах патриаршей области. Например, в 1621 – 1624 гг. они были даны Пурдышевскому, Антониеву-Сийскому, Вяжицкому, Иосифо-Волоколамскому, Суздальскому Покровскому девичьему, Симонову, Николаевскому Корельскому, Двинскому Архангельскому, Ладожскому Васильевскому монастырям. Получив освобождение от налогов, Макарьев Желтоводский монастырь стал быстро отстраиваться и богатеть. В 1640 г. здесь уже были часовня, храм Пресвятой Троицы, две поварени, огород, съезжий двор, две избы, три поля пашни, монастырское подворье в селе Лысково 7. Никита Минов находился в монастыре как раз в период его активного обновления и расцвета. Увиденное, видимо, произвело на него сильное впечатление. Монастырская жизнь казалась Никите идеалом, и уже тогда у него зародилось стойкое желание посвятить себя служению Богу.

SHEIN Many GEOs Читай-город

Однако по настоянию родственников вскоре Никита Минов женился и прожил «в некоем селе» с супругою несколько лет. Там он был поставлен в священники и вскоре переселился в Москву. Предположительно Никита жил в эти годы либо в селе Лысково, жители которого принимали деятельное участие в обновлении Макарьевской обители, либо в селе Кириково, что в восьми верстах от Лыскова.

Описывая молодые годы жизни Никона, Шушерин опирался как на устные рассказы самого патриарха, так и лиц из его окружения. Некоторые эпизоды жития патриарха носят легендарный характер, но упомянуть о них небезынтересно. Таковым является, например, предание о некоем мордвине (по другим источникам -татарине), предсказавшем Никите Минову патриаршество. Это же предание повторено в другом агиографическом источнике «Житие преосвященного Илариона, митрополита Суздальского, бывшего Флорищевой пустыни первого строителя», написанное в начале XVIII века. Автор «Жития Илариона» ссылается на рассказ сторожа московской соборной церкви, который поведал ему как историю о предсказании мордвина, так и историю о священнике Анании. Анания был отцом митрополита Илариона. В период патриаршества Филарета его хорошо знали в нижегородском крае. Вскоре после 1632 г. Анания с семьей переселился из Нижнего Новгорода в село Кириково, «яже близ веси, имянуемая Лысково», недалеко от Макарьева Желтоводского монастыря. Еще бельцом Никон приходил к нему слушать поучения и однажды «начал у него рясы просити», на что Анания ему ответил: «…ты по благодати святаго Духа имаше бо и лучше рясы носити… будеши ты в чину великаго сана патриархом» 8

Видимо, в эти же годы Никита Минов познакомился и с другим человеком, сыгравшим важную роль в его жизни, Иваном Нероновым. Иван Неронов – одна из наиболее заметных фигур того времени. Он был учеником архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия Зобниновского, при котором служил сначала дьяконом, а затем иереем. Будучи ревностным поборником благочестия, Неронов нес свои проповеди в мир, чем нередко навлекал на себя негодование прихожан. Некоторое время он вместе с женой жил в селе Лысково, где близко сошелся со священником Ананией. Затем с благословения иерея ушел в Нижний Новгород, где обновил основанный еще в XVI в. Воскресенский монастырь. В 1632 г. Неронова постигла опала, его сослали в Никольский Корельский монастырь 9. Безусловно, такие люди как Анания и Неронов оказали большое влияние на Никиту Минова. Возможно, кстати, что примерно в это же время могла произойти встреча будущего патриарха Никона с будущим его непримиримым оппонентом протопопом Аввакумом (годы жизни 1620 или 1621 – 1682), уроженцем села Григорово, также находившегося неподалеку от Лыскова.

Изучая дальнейший жизненный путь Никона, его продвижение к вершине духовной лестницы-патриаршеству, следует заметить, что нижегородское происхождение имело здесь не последнее значение. И это неслучайно. В 1620 – 1630-е гг. именно из нижегородских пределов вышли люди, которым суждено было сыграть важную роль в духовном возрождении русского общества. Многие из них в дальнейшем поддерживали Никона, помогали ему в продвижении, как духовно близкому человеку, талантливому земляку.

Так протопоп Благовещенского собора в Москве Стефан Вонифатьев, являвшийся духовником государя Алексея Михайловича и оказывавший на него огромное влияние, по мнению С. А. Белокурова, так же как и Никон, был родом из нижегородских пределов. Во всяком случае, род Вонифатьева был вписан в синодик Макарьева Желтоводского монастыря 10. Постепенно вокруг Вонифатьева образовался кружок ревнителей благочестия, или боголюбцев, члены которого выступили с программой церковного переустройства, а со временем приобрели огромное влияние на государя Алексея Михайловича и начали активное обновление церковной иерархии, особенно ее высшего звена. Никон был активным членом этого кружка, их единомышленником.

Domino's Pizza

Вероятно, на место духовника царя Вонифатьева устроил всесильный боярин Борис Иванович Морозов – воспитатель Алексея Михайловича, долгое время являвшийся его фаворитом, стойкую привязанность к которому государь сохранял вплоть до его кончины в 1661 году. Известно, что боярин Б. И. Морозов также был связан с нижегородским краем. Ему принадлежали село Мурашкино в Курмышском уезде и село Лысково с приселками и деревнями, где проживал «учительный» священник Анания 11. Известно, что на протяжении всей своей жизни Б. И. Морозов оказывал покровительство Никону, которого ценил и почитал.

Вонифатьев пригласил в Москву и нижегородского проповедника Ивана Неронова, который был поставлен протопопом Казанского собора на Красной площади. К Ивану Неронову и Стефану Вонифатьеву «прибрел» и протопоп Аввакум, будущий неистовый страдалец за старую веру.

Вероятно, благодаря поддержке Стефана Вонифатьева Никон в 1646 г. покинул место игумена Кожеозерского монастыря и был поставлен в архимандриты Новоспасского монастыря, являвшегося в то время одной из первостатейных русских обителей. В середине XVII в. Новоспасский монастырь по своей значимости уступал только Троице-Сергиеву, Владимирскому Рождественскому и Чудову монастырям 12. С конца XV в. он являлся родовой усыпальницей боярского рода Захарьиных-Романовых и пользовался особым покровительством царской семьи 13. Кстати, в 1640 -1644 гг. архимандритом этого монастыря был Иона Арзамасский 14, видимо, тоже являвшийся выходцем из нижегородских земель. Будучи архимандритом этого монастыря уже к 1648 г. Никон становится одним из самых близких царю людей, что в конечном итоге и привело его к патриаршеству.

Заметную роль в поставлении Никона на патриаршество сыграл и другой выходец из нижегородского края митрополит Корнилий, который впоследствии рукополагал Никона в святительский сан. Один из членов кружка ревнителей благочестия Корнилий в 1647 – 1649 гг занимал пост игумена Макарьева Желтоводского монастыря. В 1649 г Корнилия перевели в Москву и поставили архимандритом Богоявленского монастыря, а еще через год он становится казанским митрополитом 15. Так, накануне смерти патриарха Иосифа в апреле 1652 г наиболее важную роль среди епископата РПЦ играли выходцы из нижегородского края новгородский митрополит Никон и казанский митрополит Корнилий, а также нижегородский же уроженец духовник царя протопоп Стефан Вонифатьев. Волею судьбы патриархом Московским и всея России суждено было стать Никону.


Список литературы:

1 Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России, написанное клириком Иоанном Шушериным. – М., 1908. – С. 9.

2 Сазонов С. В. Поминания рода патриарха Никона в синодиках середины XVII в. / С. В. Сазонов // Историческая генеалогия. -1993. – № 2. – С. 81- 82.

3 Быков А. А. Патриарх Никон / А. А. Быков // Ян Гус. Лютер. Кальвин. Цвингли. Патриарх Никон: Биогр. повествования. -Челябинск, 1998. – С. 419 – 424.

4 Шушерин И. Известие… С. 10 – 11.

5 Лобачев С. В. Патриарх Никон / С. В. Лобачев. – СПБ., 2003. С. 56.

6 Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря и новые люди XVII в. – ревнители благочестия / Н. В. Понырко // ТОДРЛ. Т. 43. – М., Л., 1990. – С. 65.

7 Лобачев С. В. Там же. С. 56.

8 Житие преосвященного Илариона, митрополита Суздальского, бывшего Флорищевой пустыни первого строителя. – Казань, 1868. – С. 19.

9 Субботин Н. Материалы для истории раскола за первое время его существования. Т. 1. – М., 1875. – С. 256 – 259.

10 Белокуров С. А. Арсений Суханов / С. А. Белокуров // ЧОИДР. Кн. 1. Отд. III. – 1891. – С. 170.

11 Акты хозяйства боярина Б. И. Морозова. Ч. 1. – М., Л., 1940. -С. 11.

12 Лобачев С. В. Там же. С. 77.

13 Морозов К. К. Памятник архитектуры – Новоспасский монастырь в Москве / К. К. Морозов. – М.,1982. – С. 9.

14 Архимандрит Леонид (Кавелин). Вкладная книга московского Новоспасского монастыря // Памятники древней письменности и искусства. Т. 39. – С. 13 – 15.

Читай-город

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *