К вопросу о разновидностях хищений (на материале источников XVI-XVII веков)

Автор: Кунижева И. Х., Найманов Р. Р.

Большая часть дел о различного рода хищениях в документах XVII века, описанных в собраниях Актов исторических и Актов юридических, имеют отношение к разным мошенничествам с налогами и землею.

Так, в «Явке десятильника Булата Ковезина на поповского старосту Шестаго, о неплатеже им дани и церковных пошлин» (1612 год) говорится о нежелании старосты Шестого платить необходимую по закону дань в государственную казну и даже о том, что он подговаривал не платить пошлины и других старост: «.. .Шестой был в старостах поповских во мнопе годы, и книги церковной дани даны ему при Митрополите ФиларетЪ, да и прежнихъ годовъ книги у него; и тотъ попъ Шестой того наказу не послушалъ, книгъ мнЪ не далъ и церковные дани съ тое церкви, у которые онъ служитъ, и никоторыхъ пошлинъ не платилъ, учинился силенъ, и инымъ попомъ платити не велЪлъ церковные дани и всякихъ пошлинъ, и меня безчестилъ во всемъ…» [5]. Заметим, что у некоторых слов, относящихся к юридической терминологии, отмечается вторичное значение [1]. Это можно объяснить тем, что терминология (в том числе юридическая) на том этапе своего развития только складывалась.

В «Царской грамоте Верхотурскому воеводе Иллариону Лопухину, об отбирании в казну ревеня, провозимого из Сибири в Россию, и о взыскании с таможенного головы пени за тайный пропуск его чрез Верхотурскую заставу» (1681 год) делается напоминание о контроле над соблюдением всех пошлин за провоз корня ревеня: «.а велЪно: на ВерхотурьЪ, Сибирскихъ служилыхъ и торговыхъ всякихъ чиновъ Рускихъ людей и иноземцовъ, которые поЪдут изъ Сибири къ МосквЪ, на Верхотурские заставы, осматривать накрЪпко, чтобъ никто изъ Сибири въ Руские городы и къ МосквЪ кореню ревеню, утайкою, воровски, не провозили; а у кого на Верхотурской заставЪ на осмотрЪ ревень объявится, и тотъ ревень у проЪзжихъ людей велЪно въ нашу Великого Государя казну, и о томъ къ намъ Великому Государю писать и ревень присылать къ МосквЪ, въ Сибирской приказъ…» [3].

Далее в царской грамоте Федора Алексеевича говорится, что ему стало известно о том, что провоз ревеня через Верхотурскую таможню полностью погряз в хищениях и воровстве: «.И нынЪ вЪдомо намъ Великому Государю учинилось, что Сибирские жители всякихъ чиновъ служилые Руские люди, и иноземцы, кореню ревеню провозятъ и на МосквЪ продаютъ тайно, а знатно, что на ВерхотурьЪ таможенной голова воруетъ и проЪзжихъ людей, противъ нашего Великого государя указу, не осматриваетъ для своей бездЪлной корысти, да и потому воровство его знатно, мнопе воеводы и дьяки проЪхали изъ Сибири къ МосквЪ, и осматриваны ль они и что на осмотрЪ у нихъ объявилось, про то къ намъ Великому Государю не писано; а довелось было Родюну Павлову, и тебЪ Автомону, надъ таможеннымъ головою смотрЪть неоплошно, съ крЪпостью…» [3].

В «Царской грамоте Кузнецкому воеводе Петру Дубровскому, о принятии мер к успешнейшему сбору ясака, об отвращении недоимок и определении в ясачные сборщики благонадежных детей боярских и служилых людей» (1681 год) также говорится о прилежном собирании ясачных пошлин в государственную казну, без различного рода хищений, «неоплошно»: «.будучи тебе на нашей ГосударевЪ службЪ, въ Кузнецкомъ, велЪно съ ясачныхъ людей ясачную и поминочную мягкую рухлядь сбирать неоплошно, съ великимъ радЪньемъ, и ясатчикомъ, которыхъ учнешъ посылать въ ясачные волости, въ наказы писать и приказывать накрЪпко, чтобъ ясачные люди нашъ Великого Государя ясакъ приносили, соболи съ пупки и съ хвосты, а лисицы съ лапы и съ хвосты жъ, по окладу, сполна, и въ ясачныхъ волостяхъ ясачныхъ людей, которые живутъ въ захребетникахъ, и недорослей, которые въ ясакъ поспЪли, а нашего Государева ясаку и поминковъ не платятъ, выискивали; а которыхъ захребетниковъ и недорослей ясатчики сыщутъ, и на техъ людей ясакъ и поминки класти, смотря по людемъ и по промысломъ, и доимочную мягкую рухлядь выбирать всее, безъ недобору, и въ доимкЪ никакой мягкой рухляди новому воеводЪ, которой на твое мЪсто приЪдетъ, послЪ себя не оставливать и выбирать при себЪ; а сбирати на ясачныхъ людЪхъ ясачную и поминочную мягкую рухлядь съ великимъ радЪньемъ, ласкою, чтобъ тЪмъ ясачныхъ людей не оскорбить и отъ нашие Государской милости не отогнать. [4]. Здесь же говорится, что за 1680 год ясак (т.е. пошлина в пользу государства пушниной и др.) не был собран, так как у ясачных людей его отобрали разбойники: «.Кузнецкого уЪзду въ ясачные волости приходили Киргизские люди и БЪлые Калмыки, и что де было у ясачныхъ людей изготовлено въ ясакъ соболей и всякого звЪря, и то у нихъ тЪ воровсюе люди Киргизы и Калмыки пограбили все, безъ остатку, и отъ того де грабежу мнопе ясачные люди съ голоду померли, а иные розбрелись въ горы безвЪстно…» [4].

Отдельная группа дел касается хищений, связанных с незаконным владением землей. Так, в «Правой грамоте о насильственном владении Яковом Внуковым пашенною землею Сновицкого монастыря» (1518 год) находим информацию о подобном случае: «…Тако рекъ старецъ Никонъ: жалоба намъ, господине, на того Якова на Михайлова сына Внукова; перелЪзчи, господине, у насъ за межю, за водоточь, силно, черезъ розъЪзджую грамоту Василья ОлексЪева сына Соболева. и ту, господине, у насъ пожню косить, на которой стоишъ, и перегороду поставилъ по нашей землЪ силно, и пашенную, господине, у насъ землю перепахалъ и къ собЪ въ поле вгородилъ…» [2].

Таким образом, изучение деловой письменности ХVI-ХVII веков свидетельствует, что многие юридические документы того периода имеют отношение к разным мошенничествам с налогами и землею.


Литература

1. Лебединская, В. Г. Развитие вторичного лексического значения у наименований сосудов (на материале славянских письменных памятников и диалектов) // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. — 2005. — №1. — С. 66-70.

2. Правая грамота о насильственном владении Якова Внукова пашенною землею Сновицкого монастыря. 1518 г. №16 // Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. — СПб.: типография 11-го Отделения Собственной Её Императорского Величества Канцелярии, 1838. — 510 с.

3. Царская грамота Верхотурскому воеводе Иллариону Лопухину, об отбирании в казну ревеня, провозимого из Сибири в Россию, и о взыскании с таможенного головы пени за тайный пропуск его чрез Верхотурскую заставу. 1681 г. № 68 // Акты исторические. — № 5. — СПб.: типография 11-го Отделения Собственной Её Императорского Величества Канцелярии, 1842. — 568 с.

4. Царская грамота Кузнецкому воеводе Петру Дубровскому, о принятии мер к успешнейшему сбору ясака, об отвращении недоимок и определении в ясачные сборщики благонадежных детей боярских и служилых людей. 1681 г. № 70 // Акты исторические. — №5. — СПб.: типография 11-го Отделения Собственной Её Императорского Величества Канцелярии, 1842. — 568 с.

5. Явка десятильника Булата Ковезина на поповского старосту Шестого, о неплатеже им дани и церковных пошлин. 1612 г. №49 // Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. — СПб.: типография 11-го Отделения Собственной Её Императорского Величества Канцелярии, 1838. — 510 с.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *