Исследование процесса зарождения товарного хозяйства в России в середине XVII века (на примере Починковской вотчины боярина Б. И. Морозова)

Автор: Суханов М.С., Гаращенкова А.Н.
Журнал: Juvenis scientia.2017

На современном этапе развития России изучение истории отдельных регионов является одним из ведущих направлений во внутренней политике, так исследование процессов, происходящих на местном уровне, позволяет лучше определить сущность глубинных социально-экономических изменений, которые происходили в определённые периоды развития российского государства. В Послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент РФ В.В. Путин также подчеркнул важность изучения краеведческого материала при реализации «политики примирения», направленной на укрепление «общественного, политического, гражданского согласия» [9], что необходимо в условиях нестабильной геополитической ситуацией в мире и борьбе с нарастающей внешней угрозой.

XVII век является одним из наиболее сложных и противоречивых, но в то же время прогрессивных с позиций политической и экономической мысли периодов в российской истории. Такая постановка проблемы позволяет глубже понять сущность изменений, происходивших на протяжении всего XVII века и подготовившие почку для петровских преобразований.

Фундаментальным для экономической жизни России семнадцатого столетия событием стал переход от натурального к товарному хозяйству, давшему, в свою очередь, толчок к складыванию всероссийского рынка. Данные обстоятельства способствовали развитию предпринимательской деятельности. Одним из первых и крупнейших предпринимателей XVII столетия был «дядька» (воспитатель) царя Алексея Михайловича боярин Борис Иванович Морозов. Предпринимательскую деятельность он развернул в своих вотчинах [8]. Под вотчиной понимается передаваемый по наследству комплекс феодальной земельной собственности, включающий в себя господский домен, крестьянские земельные держания, хозяйственные постройки, «живой» (скот) и «мёртвый» (орудия труда) инвентарь, и связанных с ним прав на крестьян, несших определенные повинности по отношению к хозяину (барщина, натуральный оброк, денежный оброк) [4]. В пределах вотчины владелец реализовывал свою власть через администрацию в лице приказчиков и подчиненных им приставов, в обязанности которых входило следующее: 1) контроль за развитием хозяйственной деятельностью, исполнением барщины; 2) сбор крестьянского оброка; 3) поддержание порядка, осуществление функции суда первой инстанции. Подробные отчёты о состоянии вотчины они докладывали «в центр» (хозяину).

Зародившись в Х-ХI вв., вотчина в XIII-XV вв. была господствующая форма землевладения. С конца XV-XVI вв. она конкурирует с поместьем. С начала XVII века вотчинное землевладение вновь увеличивается [4]. Б.И. Морозову в разных частях страны ему принадлежали 274 (по другим данным 330) сел и деревень (30000 десятин земли), в которых проживало до 40 тысяч (55 тыс.) крепостных крестьян, 9000 крестьянских дворов, 85 церквей, 24 господские усадьбы плюс не подлежащие точному учету мельницы, кузницы, мастерские, металлургические и поташные заводы, пивоварни, кабаки, лавки, амбары, фруктовые сады, искусственные пруды для разведения рыбы [6, с. 6; 8]. К концу жизни его годовой доход составлял 100000 рублей [2, с. 31]. Это была огромная сумма для России того времени, годовой доход которой на 1680 год составлял 1 220 400 руб. [5].

В Нижегородской губернии владения боярина Морозова находились в Нижнем Новгороде, Арзамасском уезде, Болдине, Сергаче, впоследствии ему были пожалованы сёла Лысково и Мурашкино.

В 1647 году из государственной казны он выкупил деревню Починок Ке[Ше]уштанов (Анудемир), расположенную к югу от реки Помалатки, притока Рудни, которая являлась предшественницей современных Починок, с прилегающими к ней землями. На территории современного Починковского района Борису Ивановичу принадлежали следующие сёла и деревни: Ильинское, Кочкурово, Саитовка, Пеля-Казённая, Погибаловка, Дивеев Усад, Шишадеево, Тагаево, Байкова [6, с. 5,6]. Население здесь было смешанным – русско-мордовско-татарским [11, с. 44]. Точное время возникновения поселения на месте Починок Кеуштанов не известно, однако существует версия, что в середине XIV века татарское войско мурзы Яникея захватило мордовское поселение Починок Клеушта на реке Рудне и основало здесь модовско-татарское село Анудемир [10, с. 55]. В конце XIV века нижегородские князья подчинили себе часть мордовской земли, которая затем вместе с Нижегородским княжеством вошла в состав русского централизованного государства. Территория арзамасской, темниковской и алатырской мордвы активно стала заселяться русскими с середины XVI века [6, с. 4].

Достоверно установлено, что в 1628 г. данное поселение было захвачено татарами и продано ими князю Ф.С. Куракину. Однако тогда же деревню покинули ее жители, и она в течение последующих 20 лет оставалась пустошью. В купчей говорилось, что Починок Кеушатов (Анудемир), который «был за мордвой и за князем Куракиным продать с пустошами и полями, и лесами, и с сенными покосами, и со всеми боярину Борису Ивановичу» [3, с. 20]. Б.И. Морозов лично объехал купленные им починковские земли, которые ему очень понравились. В связи с этим 1647 год является официальной датой основания Починок.

Название купленного боярином поселения состоит из двух слов. «Починок» в своей основе имеет русский корень «почин», который означает «начало». В связи с этим данный термин обозначает «начало, закладку новой пашни в лесу, выселок, новоселок». Под починком до сих пор понимается вид поселения в административном делении [7]. Вторая часть названия происходит от эрзянских слов «келе», который означает «ширь, ширина» и «уштома» – топка. Таким образом, «кеуштанов» – это широкая топка [13]. Возможно, в данном случае в названии дается указание на род деятельности первых поселенцев, занимавшихся производством поташа путём пережигания древесины в уголь и золу. Этому способствовало выгодное географическое положение – обилие дубовых лесов, окружавших поселение. В настоящее время они полностью сведены.

Купленные починковские земли Морозов стал заселять своими подмосковными крестьянами. Они привнесли в речь русского населения Починок отличительный признак, а именно, свойственное московскому говору «акание», тогда как для говора коренных жителей Нижегородской губернии, в состав которой Починки вошли в XVIII веке, было характерно «окание» [11, с. 53]. Мордва и татары, издревле населявшие данную территорию постепенно обрусели, приняли православную веру. Этому способствовала активная деятельность православного миссионерства. Так, Петр Андреев, дьячок с. Лобасков Лукояновского уезда «для удобнейшего уразумения православной христианской религии» перевёл на мордовский язык «Краткий катехезис». Священник Иоанн Колосов из с. Мамлеево представил свой вариант перевода. Вероятнее всего, в основу двух переводов были положены разные наречия – эрзянское и мокшанское [2, с. 24].

По приказу Морозова в поселении Починок Кеуштанов была возведена Христорождественская церковь, в связи с чем оно получило новое наименование – Ново-Рождественское. Подчёркивалось отличие от Старо-Рождественского, которое было расположено в Арзамасском уезде [6, с. 7]. Однако данное название просуществовало недолго, и за поселением закрепилось наименование Починки, которое указывает на то, что существование они начали от неприметных новоселок.

Так как Починки расположены в лесной полосе, то здесь было много поташных заведений («будных майданов»), где производилось выжигание поташа. Поташ – это зола особого приготовления, которая применялась в стекольном производстве, мыловарении, производстве пороха, поэтому считался стратегическим сырьём. Получалась она из древесной золы и в большом количестве продавалась за границу. На международных биржах высший сорт поташа именовался Морозовским (затем Починковским) [6, с. 7]. Экспорт его приносил большие доходы владельцу. Так, в 1651 году Б.И. Морозов вывез около 5,5 тысяч пудов поташа в Архангельск, откуда этот товар был отправлен на заграничный рынок.

Сумма ежегодного дохода от его продажи составляла 400 тысяч рублей [1, с. 86]. Починки были крупнейшим центром по изготовлению поташа в России до конца XVIII века.

В Починковской вотчине активно практиковалось винокурение. Запасы вина в его нижегородских складах превышали 10 тысяч вёдер [12, с. 20].

В Починках у Морозова имелись квасоварня, боярский двор, баня, погреб, две мельнице на р. Рудне (одна в Починках, другая – вверх по Рудне, недалеко от с. Новоспасского, в 4 км. от Починок), конный завод на 68 лошадей, скотный двор из 6 хлевов, где размещались 20 голов крупного рогатого скота, 57 овец, 35 коз и 29 свиней. Там же у него было 18 хлебных амбаров, в 15 из которых хранилось зерно урожая прошлых лет, а именно: 28337 пудов ржи, 17325 пудов овса, 4015 пудов пшеницы, 315 пудов гороха – всего 50032 пуда. В 1667 году Б.И. Морозов получил с починковских крестьян в виде оброка 52441 пуд зерна [1, с. 87]. Именно поэтому Починки называли большим хлебным рынком.

Хозяйство Б.И. Морозова было основано на крепостном труде. В Починковской вотчине Морозова в 1667 году насчитывалось 559 дворов, в которых проживало 1901 тыс. человек, в том числе в самих Починках было 210 дворов, в них проживало 748 человек [12, с. 21]. Крестьяне, хозяйство которых носило натуральный или полунатуральный характер, обрабатывали боярские земли, расчищали леса под пашни и выпасы и платили боярину натуральный оброк: «по два пуда мяса, по гусю с каждого дома, по поросёнку, по курице, по три яйца, а также определённое количество мёда, говяжьих языков, орехов, рыбы, кожи, сала, масла, шерсти и т.д.» [1, с. 89]. Отдавая хлеб в уплату натурального оброка или продавая его с целью выплаты денежного оброка, они вынуждены были занимать в долг хлеб на кабальных условиях у самого боярина. В то время за его крепостными крестьянами в Починковской вотчине числилась задолженность в 9260 пудов хлеба, т.е. в среднем по 16 пудов на каждый крестьянский двор [12, с. 41].

Чрезмерная эксплуатация приводила к ответным реакциях со стороны крестьян. Проявлялась это в бегствах из вотчины Морозова в леса или в выступлениях против помещика или его администрации [6, с. 9].

В связи с этим Б. И. Морозов приказал возвести в Починках церковь и тюрьму, чтобы держать крестьян в повиновении [3, с. 24].

В июле 1647 года в Починках вспыхнул крестьянский бунт против приказчика Иваном Фёдоровым по причине взимания им лишнего оброка. Узнав об этом, он бежал в Пузу. Крестьяне разграбили его дом. Морозов, узнав об этом, повелел новому приказчику Любиму Асанову произвести розыск участников бунта и сообщить их фамилии в Москву. 15 августа 1648 года Борис Иванович послал в Арзамасский уезд, в состав которого в то время входили Починки, дворянина Злобина для того, чтобы он «чинил наказание беспощадно всякому, осмелившемуся выступить против боярина или его приказчика». В случае неповиновения крестьян Злобин имел право вызвать из города стрельцов и пушкарей для усмирения крестьян [3, с. 40].

После смерти Б.И. Морозова в 1661 году его владения, в том числе Починки и окрестные сёла, перешли в ведение его жены Анны Ильиничны Морозовой. В 1689 году по именному указу царей Ивана и Петра все починковские земли поступили в казну с причислением к ведомству поташного правления, с учреждением в Починках поташной конторы, а крестьяне Морозова были включены в категорию государственных крестьян, которые были обязаны выплачивать подати и специальный налог в пользу государства, а при приписки их к какому-либо государственному предприятию выполнять при нём барщинные работы [6, с. 9].

Таким образом, исследование экономической структуры Починковской вотчины позволило рассмотреть процесс зарождения в России товарного хозяйства в XVII веке. Выгодное географическое положение Починок создавало условия для активной предпринимательской деятельности Б.И. Морозова и превращению их в одну из наиболее экономически развитых и прибыльных морозовских вотчин. Однако географический фактор выступает лишь в качестве катализатора для развития в рассматриваемом регионе определенного вида хозяйственной деятельности. Ключевым является человеческий фактор. Высокая производительность вотчинного хозяйства в условиях товарного производства, в первую очередь, была обусловлена применением мер внеэкономического эксплуатации крестьян, получивших законодательное закрепление посредством учреждения крепостного права Соборным Уложением 1649 г.

Благодаря дальнейшему развитию заложенных боярином видов хозяйственной деятельности (например, поташное производство и коневодство) Починки в последующие столетия стали торгово-экономическим центром юга Нижегородской губернии и играли важную роль в экономической жизни страны.


ЛИТЕРАТУРА

1. Акты хозяйства боярина Б.И. Морозова. Ч.1. М.: Издательство Академии Наук СССР, 1940. 211 с.

2. Белякова М.М., Дмитриевский С.М. и др. О Починках – с любовью. Нижний Новгород: ГИПП «Нижполиграф», 1997. 208 с.

3. Владимирский К. Летопись (или историко-статестическое описание) Соборной Христорождественской церкви и прихода заштатного города Починки Нижегородской епархии. Арзамас: Типография Н.Н. Доброхотова, 1891. 265 с.

4. Вотчинное хозяйство. Большая российская энциклопедия // URL:bigenc.ru/domestic_history/text/2333189.

5. Государственные доходы России (1680-1892) // URL:lifeofpeople.info/themes/?theme=26.30.19.s.

6. Илюшечкин В.П. Починки и Починковский район Нижегородской области. Нижний Новгород: Государственное редакционно-издательское предприятие «РИО», 1997. 153 с.

7. Морохин Н.В. Нижегородский топонимический словарь // URL:remezovi.ru/biblio/history/toponim_n_novgorod.htm.

8. Олигарх всея Руси // URL:kommersant.ru/doc/1628034.

9. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года // URL:kremlin.ru/events/ president/news/53379.

10. Рожалин А.М. Моя фамилия Рожалин: записки краеведа. Починки: Центральная библиотека, 2014. 150 с.

11. Русинов Н.Д. Этническое прошлое Нижегородского Поволжья в свете лингвистики. Нижний Новгород: Изд-во «Нижний Новгород», 1994. 202 с.

12. Хозяйство крупного феодала-крепостника XVII века. Вотчинная переписка Б.И. Морозова. Вотчинная переписка Б.И. Морозова. Ч. I. М.: Изд-во Академии наук СССР. М. и Л., 1936. 263 с.

13. Цыганкин Д.В. Топонимическая система мордовских языков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *