Волостное самоуправление и Земские избы Ивана Грозного
Земской избой на Руси назывался выборный орган местного самоуправления, который осуществлял контроль за деятельностью должностных лиц, а также проводил финансовые и судебные процессы. Такие учреждения существовали во всех волостях с середины XVI до начала XVIII века.
История возникновения
Земские избы на местах образовались в результате земской реформы, проведенной Иваном Грозным в 1550 году. Эти преобразования имели целью снижение власти наместников и волостелей, которую требовалось достигнуть путем передачи управления на местах во власть выборных учреждений.
В 1552 году царь издал новый Судебник и ряд уставов, определивших появление новых органов самоуправления. В этих постановлениях наместникам волостей запрещалось вести судебные разбирательства без участия представителей общины. Также в ведение общины переходили права собственного управления, сбора податей и надзора за порядком. Эти правила распространялись как на город, так и на сельские образования.
Состав
Земская изба состояла из нескольких человек, выбираемых на службу путем голосования. Возглавлял учреждение земский староста, которому подчинялись дьячки и целовальники. В числе избирателей были крестьяне, тяглые и посадские люди, за исключением военных («служилых людей»), которые не подчинялись решениям земства.
На пост старосты могли претендовать зажиточные посадские люди и государственные крестьяне. Они избирались сроком на 1-2 года или, в некоторых случаях, на неопределенное время. В должностные обязанности главы организации входили вопросы:
- распределения общинной земли между крестьянами;
- надзора за исполнением системы общественных повинностей (тягло);
- взымания податей в казну;
- управления другими должностными лицами.
Целовальники находились в подчинении у старосты и занимались проведением финансовых, судебных и полицейских операций. Их должность была избираемой. В их компетенции были следующие вопросы:
- поиск и поимка преступников (воров, разбойников);
- помощь старосте при сборе податей, торговых и таможенных пошлин;
- учет и выдача собранных средств для откупа.
Дьяки и подьячьи исполняли функцию писаря при совете местного самоуправления. В их обязанности входило оформление всех бумаг, издаваемых волостью. Они занимались:
- составлением финансовых документов;
- изданием частных и судебных актов;
- перепиской со столичными органами власти.
Должность дьяков не была выборной, назначение проходило путем свободного найма по критериям грамотности и навыкам ведения документации. Дьяки принимали присягу от старост и подчинялись непосредственно им.
Развитие и изменение
После преобразований 1550 года, Земские избы стали основным органом местного самоуправления, однако власть наместников в некоторых областях оставалась достаточно устойчивой. Наиболее полно реформа Ивана была принята в северо-восточных областях, где преобладало черносошное (общинное) крестьянство. Менее эффективно самоуправление действовало в южных волостях, где сохранялся авторитет бояр-вотчинников.
В XVII веке функции местного самоуправления были расширены, старосты и целовальники получили право ведения всех финансовых процессов и должны были отчитываться за них перед центральными представителями власти. На некоторое время, орган были объединен с воеводским управлением и фактически подчинялся ему.
При Петре I по указу 1699 года избы были вновь получили самостоятельность и статус главного распорядителя на местах. Служебные посты старосты и целовальников были заменены бурмистрами, которые избирались посадскими людьми и несли ответственность сначала перед Бурмистерской палатой, а затем – губернаторами. В начале 20-х годов XVIII в. они были преобразованы в магистраты и ратуши.