Автор: Кадыров Р. В.
Журнал: Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств 2015
Возникновение города Алатыря в 1552 году связано с началом колонизации территории Среднего Поволжья. Согласно данным летописей Алатырь упоминается в числе городов 1552 года: «И учал государь мыслити з братом своим со князем Владимиром Андреевичем и з боляры и с всеми воеводами, как итти х Казани и на которые места; и приговорил итти государь надвое, вмещениа для людем, а самому государю итти на Володимер и на Муром, а воевод отпустити на Резань и на Мещеру, а сходитца на Поле за Алатарем». [2, с. 571] Также о возникновении Алатыря отмечено в грамоте митрополита нижегородского и алатырского Исайи от 16 февраля 1703 г. на построение в Алатыре каменной соборной церкви Иоанна Предтечи: «Как его государево шествие было под Казань, построен город Алатырь и соборная церковь, да предел Иоанна Предтечи». [4]
Возникновение города можно связать с необходимостью укрепления юго-восточных рубежей Московского государства. Поэтому, город возник как пограничная крепость. Он возник на границе Дикого поля, местности, где свободно кочевали ногайцы и отряды степняков. На протяжении 150 лет город-крепость Алатырь занимал стратегическое значение. Город был опорным пунктом для сторожевой и станичной службы, местом расположения войск. Иван IV не раз посылал ногайцам грамоты с «гневным словом», в которых требовал прекратить «алаторскую войну». [8]
Первоначально город-крепость Алатырь выглядела так: «В северо-восточном углу города, обращенному к устью реки Алатыря и Суры, на горе было устроено Иоанном Грозным укрепление, в форме пятиугольника, и ограждено снаружи рвом, а внутри бревенчатой стеной с дозорными и проезжими башнями. Одна из башен носила название Силинской. На них стояли или чугунная пушка, или пищаль. Башни были дубовые, рубленные в четыре угла, с чердаками, крышами и лестницами внутри». [3, с.16]
Внутри города была выстроена деревянная теплая соборная церковь. Недалеко от собора размещалась съезжая или приказная изба, место суда и расправы, воеводский двор с людскими клетьми, поварней, ледником и конюшней. Далее стояли соляные амбары, кружечный двор, погреб и тюрьма. За укреплением недалеко от Силинской башни по скату горы к реке Суре отстроили острог с караульной избой.
В 3-х верстах от укрепления поселены были ямщики, основавшие Ямскую слободу. По высокому берегу реки Суры расположились казаки, образовавшие Казачью слободу. Западнее ее находилась Стрелецкая слобода.
В 1565-1566 гг. начинается строительство засечной черты, основой которой являлся громадный труднопроходимый лес от Сарова до Алатыря.
В этот же период для несения службы в Алатырь посылались как русские служилые люди, так и служилые татары. Русские служилые люди несли службу по системе «годования», т.е. на определенный срок. В результате этих действий в Алатырском уезде появились новые селения. В своем завещании Иван IV, говоря об «Алаторе с волостми», писал, что «аз сажал детей боярских на диком поле» [10, с.122]. В 80-е гг. XVI в. многие деревни уезда заселили служилые татары и мордовские мурзы. При описании поместий служилых татар в писцовой книге Д.Пушечникова и А.Костяева часто упоминаются имена бывших помещиков – русских дворян. Для многих татарских деревень указано, что служилые татары являются переселенцами из Кадомского и Темниковского уездов или их потомками.
Население Алатыря, состояло в основном из военно-служилых людей. Главным их оружием были пищали, заряды к ней носили на широкой перевязи – патронташе. В ближнем бою применяли бердыш, копье и саблю.
Первоначально Алатырь входил в состав городов так называемого «Казанского разряда» и управлялся Приказом Казанского дворца. Свою власть на местах Дворец осуществлял через воевод, которым подчинялось не только население города, но и всей округи.
В 1556 г. известно о существовании засечной линии начинавшаяся от Алатыря и проходившая через Темников, Кадом, Шацк и т.д. Впереди этой линии, в самой степи проводились засеки и другие полевые укрепления, составлявшие сторожевую линию. Алатырский участок входил в единую засечную линию, которая называлась сторожами Мещерскими. [9, с.15-16]
Всего на южном и юго-восточном направлении Русского государства было организовано 67 сторож. Из них 5 сторож были Мещерскими. Они охватывали линию между р. Барышом, правым при-током Суры, и р. Цной, левым притоком р. Мокши. [1, с.4-5]
В документах 1571 г. «Роспись Мещерским сторожам» и «Роспись Мещерским сторожам по дозору Юрьи Булгакова да Бориса Хохлова 79 года» говориться об организации сторожевой службы. [1, с. 4-39; 5, с.15] Так, вдоль засечной линии были организованы сторожи (сторожевые наблюдательные посты в составе 4 – 10 человек) и станицы (небольшие конные отряды из 60-100 человек). Сторожа выставлялась с весны и до зимы, состав служащих менялся каждые два месяца. [1, с.49, 58] Дозоры станиц обменивались между собой информацией. При этом место расположения дозоров менялось, а при обнаружении неприятеля уведомляли голову и гарнизон города-крепости.
Из пяти Мещерских сторожей служилые татары из гарнизона города-крепости Алатырь несли сторожевую службу в трех сторожах:
Первая, которая находилась на речке Карсанаевой (приток р.Барыш). Шесть человек из Алатыря должны были нести сторожевую службу на участке южнее по речке по Карсанаевой до устья р. Барыш (15 верст) и севернее до большого Сурскаго лесу (15 верст).
Вторая – находилась у впадения р. Шукши в Суру «под Сурским лесом». Шесть человек из городов Кадома, Темникова и Алатыря должны были разъезжать севернее по р. Шукше «до усть речки Кивлея» (15 верст).
Третья – находилась верховьях р. Шукши под Мокшанским лесом. Шесть человек из Кадома, Темникова и Алатыря должны разъезжать южнее по р. Шукше «до усть речки Кивлея» (15 верст).
Численность служилых татар в Алатырском уезде в XVII в. определяется следующим количеством: 1630/1631 гг. – 420 чел. (в это число входили и мордовские мурзы) и 1661-1663 гг. – 323 чел. [7] За 30 лет количество служилых татар в уезде сократилось на 100 человек (примерно на 25 %). Вероятно это было связано с испомещением служилых татар на строительство Саранской, Симбирской, Корсунской засечных черт и несение засечной службы на новых пограничных рубежах Московского государства.
Таким образом, в процессе колонизации Среднего Поволжья, город-крепость Алатырь играло важную стратегическую роль в организации охраны юго-восточных рубежей государства. Служилые татары и казаки были составной частью военно-служилого сословия, которые несли засечную службу при городах-крепостях. Их доля была значительной и при городе-крепости Алатырь. Они служили передовым дозором и щитом от угрозы «степняков» на протяжении веков. Позже, часть мещерских сторожей вошла в гарнизоны вновь построенных городов-крепостей. Многие служилые татары были переведены на другие пограничья Русского государства, где слились со служилыми людьми тех мест. [6, с. 48]
Литература
1. Акты Московского государства. – СПб., 1894.- Т. 1. Аку Moskovskogo gosudarstva. – SPb., 1894.- Т. 1. – С. 4-58. – S. 4-58..
2. Веселовский С. Сошное письмо. – Т. I. – М., 1915. – 2. Veselovskij S. Soshnoe pis’mo. – Т. I. – М., 1915. – S. С. 571. 571.
3. Города России: энциклопедия. – М.: БРЭ, 1994. -559 с.
4. Записная книга Полоцкого похода 1562/63 года // Русский дипломатарий. – М., 2004. – Вып. 10.
5. Лебедев В.И. Легенда или быль. По следам засечных сторожей.- Саратов, 1986. – С.15.
6. Писцовая книга писца князя Василия Кропоткина 182 – 186 гг. (1673/74 г.) – Тамбов, 1888. – С. 48.
7. Писцовая книга татарским поместным землям Алатырского уезда 1624-1626 годов: публ. текста / сост. В. Кочетков, М. Акчурин. – М.-Н. Новгород: Медина, 2012. – 204 с.
8. Русский дипломатарий. – Вып. 7. – М., 2001. – С. 474.
9. Список населенных мест Российской Империи по сведениям 1864 г. Пензенская губерния. – СПб.: Изд. Центр. стат. ком. МВД, 1869. – Т. XXX.
10. Черкасова М.С. Документы из архива Троице-Алатырского монастыря начала XVII в. // Марийский археографический вестник. – 2006. – № 16.