Автор: Житенёв Сергей Юрьевич
Журнал: Культурологический журнал 2016
После возведения на московский престол царя Михаила Федоровича 11(21) июня 1613 г. начали постепенно оживать международные связи Московского царства. Уже летом того же года к наиболее важным для Московского государства дворам Европы и Азии были направлены русские послы с целью попытаться восстановить прерванные в начале XVII века дипломатические отношения. В Константинополь для переговоров с правительством султана Ахмада I было направлено посольство в составе дворянина Солового-Протасьева и дьяка Данилова. Они были хорошо приняты при султанском дворе, где провели успешные переговоры о возможных совместных военных действиях против Польши [1]. В августе 1615 г. в Константинополе повторно прошли переговоры с правительством Османской Порты по этому же вопросу. И хотя реальных результатов они не принесли, сам факт их проведения говорил об активной дипломатической деятельности правительства Московского царства по поддержке традиционных международных связей Московского царства с Османской империей.
Весной 1619 г. в Москву прибыл Иерусалимский Патриарх Феофан III, с почетом принятый царем Михаил Федорович. Летом того же года, когда из польского плена вернулся отец царя митрополит Филарет, Феофан принял участие в соборе русских иерархов и вместе с ними совершил чин поставления Филарета в сан Патриарха Московского и всея Руси. По мнению митрополита Макария (Булгакова), «с посещения Москвы Иерусалимским Патриархом Феофаном возобновились сношения России с Православным Востоком, прервавшиеся было в Смутное для нее время. Главною целию этих сношений, как и прежде, была милостыня из России бедствовавшим христианам Востока» [2].
О своем восшествии на патриарший престол Филарет написал православным Патриархам Константинопольскому, Александрийскому и Антиохийскому грамоты, которые с послами направил на Православный Восток. В 1626 г. ставленая грамота, данная Патриарху Филарету о его возведении в сан, сгорела во время пожара. За ее восстановлением он через своих посланников в Святую Землю обратился к Иерусалимскому Патриарху Феофану III. Просьба была исполнена, и новая ставленая грамота была благополучно доставлена в Москву, к большому удовлетворению Патриарха Филарета. Таким образом, мы видим, что обстоятельства возведения митрополита Филарета на патриарший престол вызвали несколько путешествий русских людей на Православный Восток.
С начала 20-х и до середины 40-х гг. XVII в. между Московским царством и Османской империей происходил непрерывный обмен посланниками и велась постоянная переписка. Вся эта дипломатическая активность происходила по нескольким важным причинам. Во-первых, обе стороны хотели договориться о совместных военных действиях против Польши. Во-вторых, главным яблоком раздора между двумя государствами являлись, с одной стороны, бесконтрольные военные действия казаков по всему Северному Причерноморью, а с другой – своевольные набеги крымских татар на южнорусские территории. В-третьих, Московское царство старалось всеми возможными мерами поддержать Церкви Православного Востока, которые в то время все находились на территории Османской империи, при этом обе стороны в случае появления каких-либо трудностей во взаимоотношениях старались использовать в своих интересах Константинопольский Патриархат.
В 1621-1622 гг. в Константинополь были отправлены государевы посланники дворянин Иван Кондырев и дьяк Тихон Бормосов. В 1628 г. в столицу Османской империи поехали царские послы дворянин Семен Яковлев и дьяк Петр Евдокимов в сопровождении турецкого посола Фомы Кантакузина. В 1630 г. в турецкую столицу были направлены вместе с тем же Фомой Кантакузиным русские посланники дворянин Андрей Совин и дьяк Михаил Алфимов. В 1632 г. царскими послами в Турцию были назначены дворянин Афанасий Прончищев и снова дьяк Тихон Бормосов, которые вернулись обратно в Москву уже на следующий год. Летом 1633 г. в Константинополь приехали двое других московских послов – дворянин Яков Дашков и дьяк Матвей Сомов. Весной 1634 г. на переговоры с османским правительством были отправлены два новых посланника – дворянин Иван Коробьин и дьяк Сергей Матвеев, возвратившиеся в Москву осенью 1635 г. В начале 1636 г. в Константинополь с грамотой от царя Михаила Федоровича к султану Мураду был направлен русский посланник Афанасий Буколов, который 1637 г. на обратном пути стал невольным свидетелем того, как донские казаки убили турецкого посла Фому Кантакузина. В 1642 г., после знаменитого и героического Азовского сидения донских казаков, в Константинополь отправилось московское посольство во главе с дворянином Ильей Милославским и дьяком Леонтием Лазоревским, которым удалось восстановить нормальные отношения с султанским двором.
Все эти посольства достойны упоминания историков не только потому, что они самоотверженно и героически отстаивали интересы Московского царства в Османской империи. Участники этих посольств, как люди религиозные, поклонялись христианским святыням и осуществляли связь Русской Церкви с восточными Православными Церквями, прежде всего с Константинопольским Патриархатом. Об этом митрополит Макарий (Булгаков) написал следующее: «В 1623 г. русские послы Кондырев и Бормосов раздали за здравие государя в Царьграде, Иерусалиме и на святой горе Афонской 1206 золотых, Антиохийскому патриарху 144 золотых и Александрийскому – 140, да от патриарха Филарета передали Цареградскому патриарху 500 золотых на помин души усопшего князя Федора Ивановича Мстиславского. В следующем году через других своих послов послал еще государь заздравную о себе милостыню Цареградскому патриарху семь сороков соболей и Иерусалимскому – один сорок соболей, а Филарет Никитич первому два сорока соболей. В 1625 году отпущено: в Иерусалим к Святому Гробу чаша серебряная для освящения воды и 100 золотых; в придел к Распятию, что на Голгофе, 300 золотых, самому патриарху три сорока соболей да от государевой матери два сорока соболей; в Вифлеем церкви Рождества Христова 20 золотых и митрополиту 20 золотых, Патриарху Александрийскому три сорока соболей; на святую гору Афонскую Ватопедской обители 100 рублей от царя и 100 рублей от Патриарха. В 1629 г. роздано царскими послами: Иерусалимскому Патриарху 170 рублей, Антиохийскому 200 ефимков, на Синайскую гору 52 золотых и пр., а в следующем году Цареградскому Патриарху Кириллу от царя десять сороков соболей и от Филарета Никитича семь сороков, серебряная чаша и четыре образа в окладах. В 1634 г. послал государь на помин души отца своего Филарета Никитича ко всем Патриархам Востока и для раздачи тамошним церквам и монастырям 1700 рублей. В 1645 г., незадолго пред своею кончиною, царь Михаил Федорович послал заздравной милостыни Цареградскому Патриарху пять сороков соболей, а Иерусалимскому и Александрийскому по четыре сорока соболей. Посылал также восточным патриархам свои дары и царь Алексей Михайлович: например, в 1646 г. послал Александрийскому Патриарху Иоанникию архиерейское облачение, святительскую шапку, святые иконы и четыре сорока соболей; в 1650 г. Цареградскому Патриарху Парфению соболями 500 рублей и потом еще три сорока соболей» [3].
Таким образом, с окончанием Смутного времени возобновились путешествия русских людей на Православный Восток и стало возможным продолжать паломничество к зарубежным христианским святыням в Палестину, Египет, Константинополь и на Афон. В 1634-1637 гг. купец из Казани Василий Яковлевич Гагара совершил паломническое путешествие в Палестину и Египет, вернувшись из которого в Москву, описал его в литературном труде, получившем название в русской исторической науке «Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары» [4]. По указу царя Михаила Федоровича, высоко оценившего вести, привезенные паломником, В.Я. Гагара был зачислен купцом в Гостиную сотню и остался жить в Москве.
В 1637 г. в составе царского посольства в Кахетию ездил архидиакон Арсений (Суханов), исполнявший у Патриарха Филарета обязанности ризничего, казначея и секретаря, позже ставший известным как церковный деятель, дипломат, богословом, писатель и библиофил. По возвращении из этого путешествия он был рукоположен в иеромонахи и назначен строителем Троице-Сергиевой Богоявленской обители в Москве. В 1643-1645 гг. руководил строительством и ремонтом зданий своего монастыря в Московском Кремле.
В 1649 г. иеромонах Арсений как знающий и доверенный человек царя Алексея Михайловича и Патриарха Иосифа был отправлен вместе с Иерусалимским Патриархом Паисием на Православный Восток. Однако он доехал только до Ясс, где надолго задержался Патриарх Паисий. В Яссах иеромонах Арсений узнал о возможном нападении Крымского ханства на Московское царство, а также получил сведения о нахождении самозванца Т.Д. Анкудинова. В конце 1649 г. он срочно возвратился в Москву, а весной 1650 г. вновь вернулся в Яссы, к Патриарху Паисию, в присутствии которого провел знаменитые прения о вере, после этого ездил в Чигирин на переговоры с гетманом Б.М. Хмельницким. В конце 1650 г. он вернулся в Москву и подал царю и Патриарху на рассмотрение трактат «Прения с греками о вере», а также статейный список. В начале 1651 г. иеромонах Арсений был вновь послан царем Алексеем Михайловичем на Православный Восток, но не в свите Патриарха Паисия, который продолжал оставаться в Яссах, а самостоятельно. Он поклонился христианским святыням Константинополя, Египта и Иерусалима, обратный путь его проходил через Малую Азию и Кавказ. Иеромонах Арсений вернулся летом 1653 г. в Москву, где описал свое паломническое путешествие в произведении под названием «Проскинитарий» [5]. В 1653 г. он был назначен келарем Троице-Сергиева монастыря, но уже в октябре 1654 г. царь Алексей Михайлович и Патриарх Никон послали его на Афон «с милостынею» и за древними греческими рукописями, которые были нужны для исправления русских богослужебных книг. Иеромонах Арсений выполнил задание Патриарха Никона и привез в 1655 г. в Москву около 500 древних греческих, латинских и славянских рукописей. По возвращении он был назначен руководителем царского Печатного двора, в котором занимался правкой богослужебных книг и издательским делом. В 1664 г. иеромонах Арсений ушел на покой в Троице-Сергиев монастырь, где через несколько лет скончался и там же был погребен.
Историкам известно имя Иона Маленький (|после 1652), паломника, писателя, иеродиакона Троице-Сергиева монастыря. В 1649 г. он был переводчиком и сопровождающим Иерусалимского Патриарха Паисия в поездке к святыням Троице-Сергиевой обители. Иеродиакон Иона понравился Патриарху Паисию и был приглашен в Иерусалим. В 1649 г. иеродиакон Иона вместе с Патриархом Паисием и иеромонахом Арсением (Сухановым) покинул Москву, проехал Украину и остановился в Яссах, где год с лишним ожидал продолжения паломничества. В 1651 г. он был отпущен из Ясс Патриархом Паисием и отправился в Иерусалим. Иеродиакон Иона добрался до Царьграда, где поклонился его святыням и был принят Константинопольским Патриархом Парфением II. Из Константинополя он пустился в плавание на корабле, посещая по пути греческие острова, и достиг Египта, где поклонился христианским святыням. Из Египта он добрался до Иерусалима, где встретился с иеромонахом Арсением (Сухановым), с которым вместе совершил паломничество на Святую Землю. В Иерусалиме он вновь увиделся и беседовал с Патриархом Паисием, а также был принят армянским католикосом Филиппом Ахбакеци. В 1652 г. он вернулся в Москву и написал воспоминания-отчет о своем паломничестве под названием «Повесть и сказание о похождении во Иерусалим и во Царьград Троицкого Сергиева монастыря черного диакона Ионы по-реклому Маленького» [6].
Еще одно известное имя – Макарий III аз-Заим (|1672), Патриарх Антиохийский в 1647-1672 гг., араб по происхождению, родом из Алеппо, в миру – священник Иоанн аз-Заим. Он дважды посетил Московское царство с целью получения «милостыни» от царя Алексея Михайловича. Первый раз – в 1654-1656 гг., когда принял участие в работе поместного Московского собора, на котором поддержал Патриарха Никона в деле исправления богослужебных книг и мерах, направленных против раскольников. Второй раз – в 1666-1668 гг., когда присутствовал на Соборе, осудившем Московского Патриарха Никона. Пребывание Антиохийского Патриарха Макария в Московском царстве широко известно благодаря книге «Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII в., описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским» [7]. Автор этой знаменитой книги, описывающей первую поездку Патриарха Макария в Россию – Павел Аллепский (|ок. 1668), архидиакон Антиохийской Православной Церкви, писатель, сын Антиохийского патриарха Макария III аз-Заима (|1672), участник двух путешествий своего отца в Московское царство.
Паисий Лигарид (1610-1678), митрополит Газский, возведенный в митрополичий сан Иерусалимским Патриархом Паисием, печально известен участием в травле Патриарха Никона. Позже он был лишен митрополичьей кафедры и проклят как еретик Патриархами Константинопольским и Иерусалимским за книгу, в которой выступил в защиту папской власти. Многие современники считали его тайным агентом иезуитов и католическим священником. Мастер интриги, в результате которой приобрел некоторое влияние на царя Алексея Михайловича и на антиниконовскую боярскую оппозицию.
В XVI в. посылка заздравной и заупокойной царской милостыни на Православный Восток осуществлялась в исключительных случаях и отправлялась специальными посольствами. Н.Ф. Каптерев писал в своем исследовании: «В XVII столетии, до конца его, посылка милостыни на восток, “заздравной” и “заупокойной”, стала явлением обычным. <…> Милостыня посылалась обыкновенно с нашими константинопольскими послами, которые раздавали ее на востоке по определенной, наперед составленной росписи. Посылка такой милостыни встречается в XVII столетии: в 1622, 1624, 1630, 1634, 1643 и др. <…> В 1644 году Константинопольский патриарх Парфений I писал: “буди ведомо, благочестивый царю, что послы царствия вашего, стольник Илья Данилович Милославский да дьяк Левонтей Лазаревский, как они были здесь во Царе-граде, служили тебе великому государю и о твоих царских делех радели великим радением со мною богомольцем вашим, и ходили они ко мне часто, и милостью Божиею и вашим царским счастьем все ваши царские дела Бог исполнил”. В 1649 году Патриарх Парфений II писал русскому государю, что посол Алферий Кузовлев человек смышленый и досужий, что он, несмотря на тяжелые времена, умел с честью вести государевы дела, особенно о царском титуле» [8]. Действительно, в 1649-1650 гг. царь Алексей Михайлович посылал посольство в Османскую империю, которое возглавлял стольник Степан Телепнев, а вторым послом был дьяк Алферий Кузовлев. После этого наступает пауза в дипломатических контактах между Московским царством и Османской империей, которая затянулась на целых четырнадцать лет.
Только в 1667 г. в Османскую империю было направлено царское посольство во главе с дворянином Афанасием Нестеровым и дьяком Иваном Вахрамеевым, перед которыми была поставлена задача добиться заключения мира с турецким правительством. Аналогичные задачи будут ставиться перед всеми последующими посольствами, но все они успеха не достигли, и войны с Османской империей Московскому царству избежать не удалось. В 1669-1670 гг. в Константинополь вновь ездило царское посольство во главе со стольником Афанасием Поросуковым, в составе подьячего Герасима Долгова и переводчика Давида Шайдурова. В 1672-1674 гг. в Константинополь было отправлено очередное царское посольство во главе с Василием Даудовым и подьячим Никифором Венюковым, которые привезли русскому царю вежливые ответные грамоты от турецкого султана Мехмеда IV.
В 1677-1678 гг. в Константинополь накануне военных действий против Османской империи ездило посольство во главе со стольником Афанасием Поросуковым, в составе подьячего Федора Старкова и переводчика Григория Волошанинова, перед которым, помимо переговоров с турецким султаном Мехмедом IV, стояла задача провести секретную встречу с Константинопольским Патриархом Дионисием IV. В 1681 г. в Константинополь ко двору турецкого султана был отправлен гонец подьячий Тимофей Протопопов с извещением о том, что царь Федор II Алексеевич хочет мира и посылает свое посольство для переговоров. Вскоре прибыло и само посольство во главе с окольничим и великим послом Ильей Ивановичем Чириковым и дьяком Посольского приказа Прокопием Богдановичем Возницыным, перед которыми были поставлены две важные задачи. Первая – утвердить у турецкого султана Мехмеда IV Бахчисарайский мирный договор, который был заключен в 1680 г. между Крымским ханством и Московским царством. Вторая – добиться от Собора Предстоятелей восточных Православных Церквей разрешительной грамоты для опального Патриарха Никона, восстанавливающей его в первосвятительском достоинстве.
По дороге в Константинополь Илья Иванович Чириков умер на Дону, поэтому посольство возглавил Прокопий Богданович Возницын. Последний, прибыв в Турцию, запросил помощи у Посольского приказа, поэтому для поддержки царского посольства в Османскую империю были направлены дополнительно двое подьячьих – Михаил Савин и Алексей Васильев, а также переводчики Юрий Суханов, Тонкачеев и Иванов. Прокопий Богданович Возницын умело провел переговоры с великим визирем Османской империи, который в целом поддержал текст мирного договора, не согласившись лишь с внесением в договор пункта, по которому Запорожье считалось принадлежащим Московскому царству. Возницын не хотел признавать договора без этого пункта, но, в конце концов, по совету Константинопольского Патриарха Иакова, признал эту позицию, и в Москве потом были очень довольны заключением мирного договора в этой окончательной редакции. Царский посол приложил много усилий для получения разрешительной грамоты для Патриарха Никона и выхлопотал ее у восточных Патриархов, но вернулся он в Москву только в сентябре 1682 г. А Патриарх Никон, как известно, скончался на пути в Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь в августе 1681 г., поэтому реабилитационная грамота опоздала более чем на год. Царь Федор II Алексеевич, по инициативе которого было послано посольство к Патриархам Православного Востока, также не дождался его возвращения, так как умер 27 апреля 1682 г.
В 1682 г. в Османскую империю были направлены посланник Михаил Тарасов и переводчик Андрей Щербинин с извещением турецкому султану Мехмеду IV и Константинопольскому Патриарху Дионисию IV о восшествии на престол царей Ивана V Алексеевича и Петра I Алексеевича. Начиная с этого периода, дипломатическая активность русской дипломатии в отношениях с Османской империей возросла. В 1684 г. в Османскую империю было отправлено царское посольство во главе с окольничим Кириллом Хлоповым и дьяком Василием Посниковым. В 1684 г. в Константинополь с царскими грамотами был послан подьячий Алексей Васильев. В 1684 г. к султанскому двору в Османскую империю был отправлен царский посланник Захарий Иванов. Последнее русское посольство в допетровскую эпоху было послано в ноябре 1685 г. в столицу Османской империи во главе с дьяком Никитой Алексеевым с богатыми подарками восточным Патриархам и турецкому визирю для ведения переговоров о переподчинении Киевской епархии, находившейся тогда в юрисдикции Константинопольского Патриарха, Русской Православной Церкви. Переговоры с турецкой администрацией и Предстоятелями Церквей Православного Востока прошли успешно, и русское посольство вернулось в Москву с отпустительными грамотами, по которым Киевская епархия переходила в подчинение Патриарха Московского и всея Руси Иоакима.
Итак, мы видим, что в период правления государей из Династии Романовых в XVII в. в результате постоянных дипломатических сношений Московского царства с Османской империей и Патриархами Церквей Православного Востока русские люди, входившие в состав посольств, имели реальную возможность совершить паломничество к святым местам Православного Востока. Московское царство также оказывало непрестанную материальную поддержку Православным Церквам на Ближнем Востоке. Дипломатическая деятельность русского правительства и отечественных посланников в Османской империи, зарубежная торговля русских купцов, а также паломнические поездки духовенства и простых мирян к святым местам Вселенского Православия развивали отношения Московского царства с народами стран Ближнего Востока в XVII в.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Житенёв С.Ю. История русского православного паломничества в X-XVII веках. – М.: Индрик, 2007. – С.345.
[2] Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Кн. 1-7. -М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994-1996. – Кн. 6. Т. 11. – С. 396.
[3] Макарий (Булгаков). История Русской Церкви… С. 398-399.
[4] Гагара В.Я. Житие и хождение в Иерусалим и Египет казанца Василия Яковлева Гагары. / Под ред. С.О. Долгова // Православный Палестинский Сборник. Вып. 33. Т. XI. Вып. 3. – СПб., 1891.
[5] Арсений (Суханов), иеромонах. Проскинитарий хождение старца Арсения Суханова в 7157 году во Иерусалим и в прочие святые места для описания святых мест и греческих церковных чинов [Вступительная статья Н. Ивановского] // Православный Палестинский Сборник. Вып. 21. – СПб., 1889.
[6] Иона Маленький, диакон. Повесть и сказание о похождении во Иерусалим и во Царьград со Иерусалимским патриархом Паисием Троицкого Сергиева монастыря черного дьякона Ионы, пореклому Маленкого, и о возвращении его оттуду в богоспасаемый и славный в царствующий град Москву. 1649-1652 гг. / Под ред. С.О. Долгова // Православный Палестинский Сборник. Т. XIV. Вып. 3(42) – СПб., 1895.
[7] Павел Алеппский, архидиакон. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века, описанное его сыном, архидиаконом Павлом Алеппским / Пер. с араб Г. Муркоса. – М.: Общ-во сохранения литер. наследия, 2005.
[8] Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI-XVII вв. – Сергиев Посад, 1913. – С. 142, 289-290.