Автор: А.С. Смирнов
Журнал: Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. 2017
Православные монастыри в Казанском уезде после присоединения края к Московскому государству во второй половине XVI века играли важную роль не только в духовной, но и в социально-политической и экономической жизни общества. Широкое распространение владельческих прав церкви обеспечило успешное освоение региона Среднего Поволжья и оказало серьезное влияние на его историческое развитие в дальнейшем. В настоящее время многие православные организации продолжают осуществлять свою деятельность, в том числе и по восстановлению монастырей.
Одним из первых обратился к изучению вопроса о монастырских владениях профессор Казанского университета и архимандрит Зилантова монастыря Гавриил в 40-е годы XIX столетия. Он составил историческое описание своего монастыря от момента его основания в 1552 году [1]. Исследователь привел величину ружного содержания монастыря, а также сведения о размерах земельных угодий и количестве рыбных ловель к 1560 году [1, с. 13-14], опубликовал несколько грамот, характеризующих положение монастыря во второй половине XVI века [1, с. 27-55]. К сожалению, в работе отсутствует указание на место хранения публикуемых и использованных документов.
В 70-е годы XIX века процесс освоения Поволжья в XV-XVI веках стал ключевой темой магистерской диссертации будущего профессора Новороссийского университета Г.И. Пере-тятковича. Писцовая книга Казанского уезда 1565-1568 годов из архива Министерства юстиции была привлечена в качестве главного источника для выяснения вопросов о количестве поселений, дворов, людей, а также пашен, сена и леса, находившихся во владении Казанского и Свияжского архиепископа и монастырей (Зилантова и Спасо-Преображенского) около р. Волги, на ее островах или речках [2, с. 248, 253]. Продолжив исследование колонизации Поволжья в XVII веке уже в докторской диссертации, Г.И. Перетяткович расширил круг источников за счет писцовой книги владений Спасо-Преображенского монастыря 1603 года, актов 1580, 1599 годов. Автор обобщил сведения о росте землевладения Спасо-Преображенского монастыря со второй половины 1560-х годов до начала XVII века, о пожалованных монастырю рыбных ловлях, о местоположении владений монастыря, об увеличении пахоты за счет сокращения перелога и зарослей, отметил успешное развитие починков [3, с. 85-117]. Параллельно было уделено внимание вопросу о землевладении Троице-Сергиева монастыря в Свияжском уезде (Казанский уезд остался неохваченным) [3, с. 8-9, 11, 85-86].
Вопросы землевладения Казанского Спасо-Преображенского монастыря продолжил изучать преподаватель Тобольской духовной семинарии Е.М. Лебедев в контексте экономики обители. Источниками послужили писцовая книга г. Казани и уезда 1566-1568 годов [4], неопубликованные грамоты из сборника К. Невоструева и актовые материалы, изданные архимандритом данного монастыря П. Любарским [5] и епископом Никанором [6]. В отличие от Г.И. Перетятковича [2; 3] Е.М. Лебедев в меньшей степени уделил внимание внутренней хозяйственной организации, главным для него стал вопрос выяснения названий поселений и времени их получения монастырем. Были выделены и другие районы локализации земельных владений Спасо-Преображенского монастыря: кроме р. Ноксы владения были в г. Казани, на оз. Кабан, на р. Меше. Исследованы такие доходные статьи, как рыбные ловли, сенные покосы, мельницы и мосты [7, с. 80-101].
В те же годы профессор Казанской духовной академии и священник Е. А. Малов обратился к изучению истории Казанского Богородицкого девичьего монастыря. Исследователь выявил некоторое противоречие относительно материальных источников существования обители и сделал вывод о содержании монастыря исключительно за счет государевой казны, подчеркнув, что даже спустя столетие от основания в 1678 году монастырь вотчин не имел [8, с. 109]. Одна-
ко в его же работе имеются сведения о 159 монастырских крестьянах в 1585 году, приведен текст грамоты 1594 года, в которой царь Федор Иванович пожаловал игуменье Петрониле с сестрами деревню Кузьмино Заимище [8, с. 110-111].
В 1898 году в типографии Казанского университета была издана книга по истории Казанского Иоанно-Предтеченского монастыря (был открыт в конце 1560-х годов как подворье Свияжского Успенского монастыря в г. Казани, а с 1595-1596 года стал самостоятельным). И хотя из-за скудости источников о землевладении монастыря не сообщается, ценность работы В. Борисова состоит в публикации челобитной с обоснованием необходимости строительства монастыря на посаде, а также о положении городского Спасо-Преображенского и уездного Зилантова монастырей к 1595 году, в том числе о количестве братии и обеспечении их хлебом. Доступ ученых к данному источнику в настоящий момент ограничен вследствие его ветхости (РГАДА, ф. 281, оп. 12, ЕД.хр. 6432) [9].
Известный исследователь аграрной истории XVI века Н.А. Рожков еще в магистерской диссертации сумел применить методы сравнительно-исторического анализа в работе с писцовыми книгами Казанского уезда, рассмотрел соотношение лесных угодий и пашен в отдельных хозяйствах. Лес в Казанском уезде, по его наблюдениям, составлял 81 % площади всех описанных территорий. Ученый привел точные подсчеты размера пашни, сенокоса, леса землевладений Зилантова, Казанского Троице-Сергиева, Казанского Богородицкого монастырей, выяснил соотношение размеров пашни и сенокоса, необходимое для стабильного функционирования хозяйства в середине XVI столетия – 10:1. Историк пришел к выводу о незначительном размере монастырских вотчин в уезде даже к концу XVI века. В Казанском крае, по подсчетам исследователя, преобладали поместные земли, имелось значительное количество дворцовых и архиерейских (митрополичьих) земель [10].
В 1901 году, продолжая тему, затронутую архимандритом Гавриилом в 40-х годах XIX века, Г. З. Кунцевич опубликовал копийную книгу грамот Казанского Зилантова монастыря – 13 списков, относящихся ко второй половине XVI – началу XVII века [11, с. 270-305].
Вопросы обеспечения землей казанских монастырей вошли в сферу научных интересов профессора Казанской духовной академии И.М. Покровского. По мнению историка, владения монастырей «были очень значительны», а «государи жаловали им земли, угодья, леса, луга, воды с рыбными ловлями» [12, с. 13]. В качестве источников И.М. Покровский привлек грамоты архива Министерства юстиции, уже известную писцовую книгу 1566-1568 годов [4], публикации Г.З. Кунцевича [11]. Большая часть выявленных сведений относится ко времени 1646, 1710 и 1764 годов, в результате систематизации которых И.М. Покровскому удалось представить перечень существовавших в эти годы обителей и их владений [12, с. 16-31, 36-38, 81].
Таким образом, в дореволюционный период значительный вклад в изучение монастырского землевладения Казанского уезда был внесен учеными Казанской духовной академии, Казанского университета и функционировавшего при нем Общества археологии, истории и этнографии, а также священнослужителями. В работах, посвященных истории отдельных казанских монастырей (Богородицкого, Зилантова, Спасо-Преображенского, Троице-Сергиева), с разной степенью подробности исследованы вопросы материального содержания и землевладения обителей. Определяющим фактором степени изученности темы стала доступность источников. Земельным владениям Иоанно-Предтеченского и Федоровского монастырей в Казани внимание не уделялось.
После революции 1917 года по идеологическим соображениям изучение церковной истории было приостановлено и к интересующим нас вопросам исследователи вернулись лишь в 70-е годы XX века. Доктор исторических наук С.М. Каштанов, будучи старшим научным сотрудником
Института истории СССР, посвятил ряд работ экономической правительственной политике в Казанском крае в 50-60-е годы XVI века – времени до массового описания земель Казанского уезда. Историк существенно расширил имеющиеся сведения о землевладении Спасо-Преображенского и Казанского Троице-Сергиева монастырей на основании впервые введенного им в научный оборот актового материала [13; 14; 15]. Борьба монастырской администрации Спасо-Преобра-женского монастыря за земли и доходы, по его мнению, проходила при содействии московского правительства, которое возлагало на монастыри не только идеологическую, но и политическую функции, укрепляя центральную власть. Однако интересы дворцового землевладения и дворцовых крестьян, как заключил С.М. Каштанов, были все же приоритетнее [13, с. 165].
Церковно-монастырские земли второй половины XVII столетия стали объектом изучения для Д.А. Мустафиной при написании кандидатской диссертации в Казанском государственном университете под руководством И.П. Ермолаева. Исследуя феодальное землевладение Казанского уезда, автор отметила прекращение роста земельных пожалований в первой половине XVII века по сравнению с предшествующим периодом [16, с. 67]. Анализ сведений писцовых книг середины XVII столетия позволил Д.А. Мустафиной определить долю церковно-монастырского землевладения, включая земли митрополита (составляла 16-17 % от общего объема земель уезда [16, с. 67]), а также выяснить распределение монастырских земель по административно-территориальным единицам уезда – дорогам [16, с. 68-71].
Казанский исследователь, старший научный сотрудник отдела средневековой истории Института истории им. Ш. Марджани АН Республики Татарстан Р.Ф. Галлямов, ученик С.Х. Али-шева, обратился к сюжетам о земельных владениях православных монастырей в крае, изучая этносоциальные процессы и национальную политику правительства в Предкамье во второй половине XVI – начале XVIII века. Автор особо отметил привилегированное положение монастырей по сравнению с центральными уездами государства. Опираясь на материалы писцовой книги 1565-1568 годов, он показал географическую близость к г. Казани монастырских земель – все они находились в окрестностях городского центра [17, с. 31]. Р.Ф. Галлямов наглядно продемонстрировал увеличение владений Казанского Спасо-Преображенского монастыря, сравнив данные писцовых книг 1560-х годов и 1646 года [17, с. 35].
В 2006 году в Чувашском государственном университете состоялась защита диссертационного исследования М.А. Судакова (под руководством В.Д. Димитриева), посвященного эволюции землевладения в Чувашском крае. Подробный историографический обзор трудов отечественных исследователей-аграрников демонстрирует отсутствие работ о землевладении монастырей Свияжского, Тетюшского, Чебоксарского и Алатырского уездов [18].
Специальным изучением земельных владений приписных монастырей Троицкой духовной корпорации в настоящее время занимается доктор исторических наук, профессор Вологодского государственного педагогического университета М.С. Черкасова. На основе многочисленных архивных данных, извлеченных из копийных книг и писцовых материалов, исследователь проанализировала основные пожалования Казанского Троице-Сергиева монастыря с 1560-х до середины 1590-х годов [19; 20].
Большинство исследователей основывают свои научные изыскания на анализе сохранившихся писцовых книг, поскольку многочисленный актовый материал XVI и XVII веков погиб в составе архива Приказа Казанского и Мещерского дворца в пожаре 1701 года. Поэтому даже единичные грамоты, относящиеся к данной местности в Средние века, являются весьма ценными свидетельствами. К примеру, А. А. Кириченко, обратившись к комплексу актов землевладения и хозяйства Троице-Сергиева монастыря за 1584-1641 годы, выявила только один акт по Казанскому уезду [21, с. 21-22, 138].
Исследование монастырского землевладения в настоящее время продолжается. В 2008 году соискатель Института истории АН Республики Татарстан С. Гоголева, ученица Р.Ф. Галлямо-ва, привела в своей статье отрывочные данные о владениях Спасо-Преображенского монастыря во второй половине XVI века. Рассматривая монастырскую колонизацию в Казанском уезде, охарактеризовала Зилантов монастырь «крупным вотчинником» [22].
В диссертационном исследовании А.А. Чибис, подготовленном под руководством В. Д. Димитриева, рассмотрены особенности формирования и функционирования вотчин монастырей Свияжского, Алатырского, Чебоксарского, Цивильского и Ядринского уездов, в то время как монастыри Казанского уезда оказались за пределами изучения [23].
Успешное хозяйственное освоение присоединенного Казанского ханства требовало защиты местного населения от набегов кочевых народов, что стало причиной основания новых крепостей – казанских пригородов, ставших впоследствии центрами внутренних уездов. На их территориях стали возникать местные монастыри. В историографии вопросы землевладения таких обителей исследованы неравномерно. Если вотчины монастырей Тетюшского уезда ХШ-Х^Е столетия рассмотрены аспирантом Института истории АН Республики Татарстан Е.В. Пашиной [24], то монастырские владения Осинского уезда до сих пор остаются без внимания.
Таким образом, начиная с 70-х годов XX века и до настоящего времени акцент в исследованиях сместился от проблем, связанных с историей отдельных монастырей и утверждением православной церкви в регионе, к более широким темам развития феодального землевладения в целом. Ученые единодушно отмечают особое положение монастырей Казанского уезда в вопросах обеспеченности землей и новыми пожалованиями в сравнении с иными регионами. Это было обусловлено важностью для московского правительства приведения к православной вере представителей местных народностей и обеспечения успешного их взаимодействия со служилыми людьми и крестьянами православного вероисповедания.
Наиболее изученным за всю историю обращения ученых к вопросам землевладения и хозяйствования оказался период начальной интеграции территории в состав Московского государства во второй половине XVI века, а также во второй половине XVII века. Смутное же время до сих пор остается лакуной. Перспективы изучения данного вопроса связаны с необходимостью введения в научный оборот писцовых книг и актового материала из российских архивов. Только после детального исследования всех территориальных единиц и хронологических отрезков времени можно будет вести речь о создании обобщающего труда, посвященного монастырскому землевладению Среднего Поволжья.
Список литературы
1. Гавриил (архим.) Историческое описание Казанского Успенского второклассного Зилантова монастыря / Унив. тип. – Казань, 1840. – 58 с.
2. Перетяткович Г.И. Поволжье в XV-XVI вв. / Тип. Грачева. – М, 1877. – 331 с.
3. Перетяткович Г.И. Поволжье в XVII и начале XVIII века (очерки из истории колонизации края) / Тип. П. А. Зеленаго (б. Г. Ульриха). – Одесса, 1882. – 403 с.
4. Список с писцовых книг по г. Казани с уездом / Тип. Императорского ун-та. – Казань, 1877. – 88 с.
5. Сборник древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств 1782 года, собранных Платоном Любарским / Унив. тип. – Казань, 1868. – 230 с.
6. Никанор (епископ). Владенные грамоты Спасского Казанского монастыря // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. -Казань, 1893. – Т. XI. – Вып. 4. – С. 338-368.
7. Лебедев Е.М. Спасский монастырь в Казани (историческое описание) / Типо-лит. Имп. ун-та. – Казань, 1893. – 222 с.
8. Малов Е. Казанский Богородицкий девичий монастырь. История и современное его состояние / Тип. Императорского ун-та. – Казань, 1879. – 168 с.
9. Борисов В. К истории Ивановского монастыря в г. Казани // Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. – Казань, 1898. -Т. XIV. – Вып. 1-6. – С. 668-672.
10. Рожков Н.А. Сельское хозяйство Московской Руси в XVI веке / Унив. тип. – М., 1899. – 511 с.
11. Кунцевич Г.З. Грамоты Казанского Зилантова монастыря // Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. – Казань, 1901. -Т. XVII. – Вып. 5-6. – С. 268-344.
12. Покровский И.М. К истории Казанских монастырей до 1764 года // Известия общества археологии, истории и этнографии при императорском Казанском университете. – Казань, 1902. – Т. XVIII. – Вып. 1-3. – С. 1-80.
13. Каштанов С.М. Земельно-иммунитетная политика русского правительства в Казанском крае в 50-х годах XVI века // Учен. зап. Казан. пед. ин-та. – Казань, 1970. – Вып. 80. – С. 164-203.
14. Каштанов С.М. Возникновение русского землевладения в Казанском крае (документы) // Учен. зап. Казан. гос. пед. ин-та. – Казань, 1973. – Вып. 116. – С. 3-35.
15. Каштанов С.М. Экономическая политика русского правительства в Казанском крае в начале 60-х годов XVI в. // Сообщения Ростовского музея. – Ярославль, 1998. – Вып. IX. – С. 45-56.
16. Мустафина Д. А. Феодальное землевладение и социальные категории населения в Казанском уезде во второй половине XVII в.: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. – Казань, 1985. – 252 с.
17. Галлямов Р.Ф. После падения Казани. : этносоциальная история Предкамья (вторая половина XVI – начало XVIII века). – Казань: Тат. кн. изд-во, 2001. – 143 с.
18. Судаков М.А. К историографии истории землевладения и земельных отношений в Чувашском крае во второй половине XVI-XVIII в. // Вестн. Чуваш. ун-та. – 2005. – № 1. – С. 46-56.
19. Черкасова М.С. Землевладение Троице-Сергиева монастыря в XVI-XVII вв. – М.: Археографический центр, 1996. – 335 с.
20. Черкасова М. С. Крупная феодальная вотчина в России конца XVI-XVII вв. (по архиву Троице-Сергиевой Лавры). – М.: Древлехранилище, 2004. – 395 с.
21. Кириченко А. А. Актовый материал Троице-Сергиева монастыря 1584-1641 гг. как источник по истории землевладения и хозяйства. – М.: Изд-во Рос. гос. гум. ун-та, 2006. – 290 с.
22. Гоголева С. Ареал распространения русского поместно-вотчинного землевладения в Казанском уезде во второй половине XVI в. [Электронный ресурс] // Гасырлар авазы – Эхо веков: научно-документальный журнал. – 2008. – № 2.
23. Чибис А. А. Монастыри правобережья Казанской земли во второй половине XVI -первой половине XVIII века: дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. – Чебоксары, 2011. – 268 с.
24. Пашина Е.В. Вотчины Тетюшских монастырей во II половине XVI-XVII в. // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2014. – № 6 (44). – Ч. 1. – С. 152-155.